logo search
СЕВА

6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в проиессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление

Экономическое развитие. Радикальные реформы 1992— 1993 гг. и их последствия. В результате переворота авгус­та 1991 года Российская Федерация вместе с другими рес­публиками бывшего Советского Союза вступила на путь са­мостоятельного существования. Перед руководством стра­ны встала задача проведения экономических реформ. При­шедшие к власти радикальные реформаторы придержива­лись концепции свободных рыночных отношений, считая, что Свободный рынок преобразует экономику России. Экономическая свобода рассматривалась как основа политичес­кой демократии: реформаторы полагали, что народ под вли­янием рынка должен оформиться в средний класс.

В итоге Россия сделала ставку на монетаристские мето­ды перехода к рынку. Они связаны с решительным отказом от государственного контроля над экономикой в пользу ры­ночного саморегулирования. Отсюда предлагается широкий набор жестких средств для ускоренной либерализации и финансовой стабилизации.

В правительственной программе углубления реформ (1992) приоритет в государственной политике отдавался измене­нию отношений собственности. Предполагалось, что доля госсектора в производстве должна составить не более 40%; в торговле — не более 10 %; доля кредитов, выдаваемых частным фирмам, — не менее 70 %; доля частных инвести-. ций в фонде накопления — не менее 70 %.

В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия правительства Рос­сии: 1) введение свободных цен; 2) либерализация торгов­ли; 3) широкая приватизация государственных предприя­тий, жилья. Политика приватизации занимала централь­ное место в процессе изменения отношений собственности. Программа первого российского правительства ставила сле­дующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эффективности произ­водства; в лице новых собственников создание мощной со­циальной базы рыночной экономики и демократического общества.

Однако уже первые результаты реформ оказались пла­чевными. Драматические последствия, в частности, имел отпуск цен. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут в максимум в три раза, однако реально они возросли в 10— 12 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за рос­том цен. В итоге большинство населения оказалось за чер­той бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оп­равдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада.

Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комп­лекса привело к формированию массового недовольства кур­сом реформ исполнительной власти.

Радикальные реформы правительства Российской Феде­рации встретили широкую оппозицию в Верховном Совете. Парламент страны начинает все более решительно отмеже­вываться от правительственного курса, выдвигая концеп­цию большей социальной защищенности в процессе реформ. Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью, поставивший на повестку дня прин­ципиальную проблему государственного устройства: быть ли России республикой парламентской либо президентской.

Противостояние исполнительной и законодательной власти. Октябрьские события 1993 г. Принятие Консти­туции. На VII съезде Народных депутатов большинство де­путатов в жесткой форме потребовало отставки правитель­ства и премьера Е. Т. Гайдара. Президент Елыции был вы­нужден пойти на компромисс с парламентом. Съезд при­знал право президента иметь своего премьер-министра, а Ель­цин согласился предложить съезду для голосоваии я три кан­дидатуры на этот пост, по которым съезд провел рейтинговое голосование. Затем президент выбрал из числа поддер­жанных претендентов кандидатуру опытного министра-хозяйственника В. Черномырдина, который и возглавил пра­вительство на ближайшие шесть лет.

Кадровые замены в правительстве фактически не отрази­лись на характере предпринимаемых им реформ. Принци­пиальный подход к экономическому развитию оставался прежним: в качестве главной меры по выходу из кризиса рассматривалась финансовая стабилизация и создание сти­хийного механизма саморегулирования эконожики без уча­стия государства. Более быстрыми темпами осуществлялась приватизация мелких и крупных предприятий (более 70 % из них к концу 1994 года были акционированы). Позитив­ные результаты деятельности правительства былей невели­ки: рост реальных доходов населения оказался крайне не­значительным, стремительно происходила поляризация рос­сиян по материальному положению, уровню доходов.

Углубление экономического кризиса привело к обостре­нию противостояния двух ветвей власти. Весной 1993 года в стране фактически сложилось двоевластие. Ельцин объя­вил об «особом порядке» управления страной и назначил всенародный референдум о доверии президенту и его проек­ту конституции. В свою очередь, IX съезд народных депута­тов, собравшийся в марте, попытался отрешить президента от должности. Но большинство депутатов высказалось за доверие президенту. Итоги проведенного референдума тоже оказались противоречивыми: с одной стороны, большинство участвовавших в референдуме (58 %) высказалось за доверие Б. Ельцину и социально-экономической политике пра­вительства, с другой стороны, население одновременно выс­тупило против долгосрочных выборов президента и народ­ных депутатов. Результаты референдума были оценены обе­ими сторонами как безусловная победа, что не позволило достигнуть желаемой политической стабилизации.

Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. 21 сентября президент объявил о пре­кращении полномочий съезда народных депутатов и Вер­ховного Совета. Согласно документу, указанные представи­тельные органы должны были быть распущены, вместе них создавался новый профессиональный парламент, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Верховный Совет отказался подчиниться указу президента и квалифицировал его действия как антиконституционные, приведя к присяге в качестве главы государства вице-пре­зидента А. Руцкого. Попытки создания оппозицией дееспо­собного правительства оказались безрезультатными. Ельцин по-прежнему контролировал силовые ведомства, блокируя деятельность парламента и здание, где он заседал. Силовые акции сторонников парламента, направленные на захват ключевых объектов в столице, провалились. Президентские войска вынудили Верховный Совет капитулировать, руко­водители сопротивления были арестованы. Используя сло­жившуюся ситуацию, президент назначил выборы законо­дательных органов и утверждение новой конституции на 12 декабря 1993 года. Политическая система российского об­щества подверглась резким изменениям: к концу 1993 года в стране была завершена ликвидация системы Советов на­родных депутатов. Чрезвычайно широкими полномочиями, согласно новой конституции, наделялся президент российс­кой федерации. Фактически Российская Федерация стано­вилась президентской республикой: президент получил право назначать главу правительства, распускать государственную думу и объявлять новые выборы.

Россия в 1994—1996 гг. Парламентские выборы, состо­явшиеся 12 декабря 1993 года, явились показателем кризи­са доверия населения к исполнительной власти страны: ни одна из партий, поддерживающих президента, не набрала более 15 % от общего числа избирателей. Главной неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР), во главе с В. Жириновским, набравшей около 25 % голосов.

Президент Ельцин, исходя из итогов выборов, несколь­ко скорректировал политику кабинета министров. Поддер­жку правительства ощутили некоторые отрасли отечествен­ной промышленности (прежде всего, добывающей). За счет увеличения государственного вмешательства в экономику были снижены темпы инфляции, уменьшены темпы росга падения производства. Финансовая стабилизация, тем не менее, оказалась непрочной, о чем свидетельствовал крах финансовых пирамид (МММ и других), «черный вторник» 11 октября 1994 г. (резкое повышение курса доллара США.).

Экономическая политика правительства в этот период ориентировалась в основном на экспортные отрасли произ­водства (нефтегазовый комплекс, другие виды сырья). В ре­зультате ряд областей Российской Федерации, не связан­ный с производством сырья, оказался в состоянии кризиса: уровень производства здесь продолжал падать. В этот пери­од правительству никак удавалось создать стабильную фи­нансовую систему, вовремя платить зарплату бюджетникам.

Относительные успехи были достигнуты и в процессе внутриполитической стабилизации. Президент Ельцин и. правительство стремились к «мирному сожительству» с Го­сударственной Думой: с этой целью исполнительная власть подписывает Договор об общественном согласии с ведущи­ми партиями и движениями страны. Однако этот договоф не подписали левые оппозиционные движения — КПРФ, агра­рии, Трудовая Россия. Неудачные военные действия в Че­ченской Республике, террористические акции и вторжения боевиков на территорию Российской Федерации (Буденновск и Кизляр) способствовали усилению оппозиции, что убеди­тельно показали результаты выборов в Госдуму 1995 г. Боль­ше всего голосов вновь получили оппозиционные партии: КПРФ (22%) и ЛДПР (11%).

16 июня 1996 г. должны были состояться выборы прези­дента России, на которых вновь была выставлена кандида­тура действующего президента Ельцина. Руководство Рос­сии предприняло беспрецедентную атаку средств массовой информации на избирателя, в предвыборную гонку включилась и местная пропрезидентская администрация, провед­шая широкомасштабные агитационные акции. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, правительство частично погасило долги бюджетникам, вывело войска из Чечни. В итоге Ельцину удалось одержать победу на выборах во вто­ром туре, во многом благодаря поддержке одного из канди­датов — А. Лебедя.

«Второе пришествие» Б.Н. Ельцина не способствовало улучшению социально-экономических показателей уровня жизни населения. Экономический курс правительства Чер­номырдина остался без изменений. Осенью в стране прошли забастовки, массовые акции протеста. Государственная Дума отказывалась утверждать государственный бюджет на 1997 год. В этих условиях для властей было необходимо показать готовность к обновлению, продолжению реформ, сделать упор на их социальную направленность, включить во властные структуры политиков нового поколения.

Россия на рубеже тысячелетий (1997—2002 гг.). В мар­те 1997 года в рамках ежегодного послания президента Фе­деральному собранию было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись программы сокра­щения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борь­ба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы»: Б. Немцов и А. Чубайс.

Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд. долларов), жесткая социальная политика позволили, соглас­но официальным данным, достигнуть незначительного при­роста валового внутреннего продукта в России в первом по­лугодии 1997 года. Вместе с тем, все более очевидным ста­новилось давление внутреннего и внешнего долга на эконо­мику страны. Существенной проблемой оставались инфля­ционные процессы.

23 марта 1998 года Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполняющим обязанности главы правитель­ства был назначен С. Кириенко. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях президен­та и парламента: Государственная Дума утвердила кандидатуру нового премьера только с третьего захода. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А. Чубайса, а также министра внутренних дел А. Куликова).

Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономичес­кую политику, предусматривающую повышение ставок на­логов и торговых пошлин. Данный подход, осуществляе­мый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда но­вых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем, к самому глубокому финансовому обвалу в истории новей­шей России. 17 августа ознаменовалось фактическим фи­нансовым банкротством России, падением рынка государ­ственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правитель­ство прекратило выплату процентов по долгам междуна­родным заемщикам, объявило о девальвации рубля по от­ношению к доллару и о погашении государственных каз­начейских обязательств. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20 % подорожали отечественные товары и на 80 % импортные). Вновь ухуд­шилось положение подавляющей части населения страны, в том числе, и средних слоев. В этих условиях отставка кабинета С. Кириенко оказалась неизбежной. Президент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего пре­мьера В. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Гос­думы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е. Примакова, который и стал руководи­телем антикризисного правительства, получив поддержку парламента.

Е. Примаков сформировал новое правительство фактичес­ки коалиционного характера, так как в него вошли предста­вители ведущих партий и думских фракций. Данный состав обеспечил экономическую и политическую устойчивость внут­реннего положения России в конце 1998 — первом квартале 1999 г. Первые шаги правительства, связанные с нормализа­цией финансового рынка, стабилизацией курса валют вызва­ли одобрение в обществе. Спад в развитии отечественной про­мышленности сменился устойчивым увеличением производственных показателей. Вместе с тем, переходный характер правительства в комплексе с различным видением проблем экономики страны, не позволяли правительству предприни­мать решительных мер. По мере приближения к новым вы­борам снижалась поддержка премьера со стороны президент­ских структур, для которых очевидным становилось усиле­ние Примакова как потенциального претендента на должность президента от оппозиционных сил.

В мае 1998 года на пост председателя правительства в качестве исполняющего обязанности премьера вместо Е, При­макова был назначен министр внутренних дел С. Степашин. Основным направлением деятельности нового состава пра­вительства стало урегулирование положения на Северном Кавказе, на территориях граничащих с Чеченской Неспубликой (в основном, в Дагестане). Присутствие воору­женных чеченских групп в дагестанских поселениях делало обстановку в этих районах крайне нестабильной. Однако пе­реброска дополнительных частей федеральных сил на тер­риторию Дагестана произошла со значительным запоздани­ем. Критика неубедительных действий правительства на Се­верном Кавказе привела к отставке с поста главы прави­тельства Степашина. Исполняющим обязанности главы ка­бинета министров был назначен В.В. Путин.

Новая кадровая перемена в правительстве совпала с нача­лом активных действий российских войсковых подразделе­ний в Дагестане. Несмотря на то, что военные действия про­ходили с переменным успехом, федеральным войскам уда­лось освободить дагестанские селения от вооруженных групп боевиков и перенести операцию на территорию Чеченской Неспублики. Ликвидация баз террористов в Чечне, возобнов­ление контроля над ее территорией стали важной составляю­щей предвыборной президентской кампании Путина. Успех на парламентских выборах 1999 года проправительственного избирательного блока «Единство» (23,3 % голосов) также уси­ливал шансы на избрание В. Путина. Способствовали этому и удачно разворачивающиеся военные действия российских войск в Чечне. Учитывая данные обстоятельства и желая обес­печить успех на выборах своему преемнику, президент Ель­цин 31 декабря 1999 года объявил о сложении президент­ских полномочий. Согласно Конституции 1993 года к исполнению обязанностей црезидента Российской Федерации при­ступил глава правительства В. Путин.

В течение зимы 2000 года федеральным войскам удалось взять под контроль ключевые населенные пункты Че­ченской Неспублики. Операция переместилась в ее столицу — Грозный: крупные вооруженные формирования сепарати­стов были уничтожены в городе к 6 февраля. Противостоя­ние российской армии и чеченских боевиков перешло в ста­дию партизанской войны. Новые военные успехи способство­вали дальнейшему росту популярности главы государства: на состоявшихся 26 марта очередных выборах президента В. В. Путину удалось победить в первом туре, набрав 52% голосов. В мае этого же года было сформировано новое пра­вительство, которое возглавил М. Касьянов.

В числе приоритетных направлений деятельности пра­вительства можно обозначить следующие:

• разрешение чеченской проблемы. Помимо жесткой по­литики к непримиримой оппозиции, предусматривается вос­становление экономики Чечни, налаживание отношений с чеченскими лидерами, отвергающими вооруженные мето­ды борьбы и непричастными к террористическим актам;

• государственно-конституционное преобразование стра­ны, связанное с укреплением роли федерального центра, созданием вертикали власти. В соответствии с данной кон­цепцией реформирования политической системы 13 мая 2000 года был издан президентский указ, предусматривающий создание в стране семи федеральных округов, объединяю­щих группу федеральных субъектов: областей, краев, рес­публик, — и назначение в каждом из них полномочного пред­ставителя президента. В качестве составного элемента ис­полнительной власти России создавался Государственный Совет РФ, объединивший всех губернаторов и руководите­лей субъектов Федерации. Реформированию подвергся и Совет Федерации, где изменению подлежала система выбо­ров. Ряд законодательных актов касался и символики рос­сийского государства: парламент утвердил конституционные законы о гербе, флаге и гимне страны.

В своих предвыборных обещаниях, касающихся разви­тия экономики и социальной политики, В. Путин четко обо­значил их основные цели. Это создайие эффективной рыночной экономики, которая и по своей структуре, и по прин­ципам организации должна мало отличаться от экономик развитых рыночных стран мира, а также обеспечение на этой основе достойного уровня жизни всех граждан.

Экономическая программа нынешнего правительства направлена на достижение устойчивого и динамичного раз­вития экономики, повышение ее конкурентоспособности посредством проведения либеральных реформ; структурную перестройку народного хозяйства; сокращение государствен­ных расходов. Одной из практических мер стала реформа системы налогообложения, выразившаяся во введении с 1 января 2001 года единой 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц по большинству получаемых дохо­дов. В настоящее время правительство России разрабатыва­ет и проводит в жизнь пакет законов, направленных на под­держку малого и среднего бизнеса, включающий радикаль­ное снижение налогового бремени вплоть до полного осво­бождения предпринимателей от уплаты ряда налогов, зна­чительное упрощение процедуры регистрации предприятий.

XXI век: альтернативы будущего развития России. По какому пути пойдет дальнейшая трансформация российско­го общества? Вокруг каких сценариев дальнейшего разви­тия страны ведется сейчас борьба на макроуровне процесса социальных изменений? Можно выделить следующие аль­тернативы:

1) авторитарно-силовой сценарий, предполагающий рез­кое усиление государства, повышение роли силовых струк­тур, ужесточение контроля над рыночным сектором эконо­мики, расширение репрессивных и сужение демократичес­ких методов осуществления политической власти;

2) консервативно-государственный сценарий, означаю­щий формальное сохранение рыночных отношений и демок­ратических процедур при значительном усилении конт­рольных функций бюрократического аппарата в экономике и других сферах общественной жизни;

3) олигархический сценарий, связанный с воспроизвод­ством того режима, который сложился в 90-е годы XX века и получил название «нового смутного времени».

В российском обществе есть определенные социальные силы, поддерживающие сценарии, в большей степени ориактированные на становление правового государства, в час­тности:

4) либерально-демократический и

5) социал-демок­ратический. Первый из них предполагает развитие либе­ральной рыночной экономики, а второй — партнерство тру­да и капитала под эгидой надклассового государства.

Перед современной российской политической элитой сто­ит проблема разработки и реализации в ближайшее время программы выживания и развития страны. Для этого необ­ходимо сформировать концепцию создания собственных тех­нологий производства, управления, обеспечить легитимность действий властных органов со стороны населения. Для ре­шения этих и подобных им задач России предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Но российской истории известны примеры, когда катаклизмы сплачивали народ и давали мощные импульсы развитию общества.