logo search
СЕВА

4.5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в XIX в.

Наука и техника. Огромное влияние на развитие обще­ства в XIX веке оказали достижения науки и техниски. В это время были сделаны крупнейшие научные откргытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире, получив наименование революции в ес­тествознании. Ведущую роль в развитии науки в этот период играли такие страны, как Англия, Германия, Франция. Характерной особенностью развития фундаментальных наук в первой половине XIX в. стало накопление фак тологического материала, полученного в результате наблю­дений и опытов, проведение которых все более совершен­ствуется. Во второй половине XIX — начале XX вв. на ос­нове этих данных создаются теории и концепции, являю­щиеся основой современной науки. Значительные успехи были достигнуты в таких науках, как физика, благодаря открытию Д. Джоулем (Англия) и Р. Майером (Германия) закона сохранения энергии, а также исследованиям Г. Ома и М. Фарадея в области электричества; химия, где были углублены и расширены основы теории атомного строения вещества, биология, в рамках которой английский ученый Ч. Дарвин разработал свою революционную концепцию происхождения биологических видов путем естественного отбора. На рубеже XIX - XX вв. американцем Т. Морга­ном и немцем А. Вейсманом были заложены основы гене­тики — науки о передаче наследственных признаков в рас­тительном и животном мире. Достижения биологических наук дали мощный толчок развитию медицины. Европейс­кими учеными разрабатываются вакцины против болезней, ранее считавшихся неизлечимыми. В конце XVIII в. Э. Дженнер создает вакцину против оспы, Л. Пастер в сере­дине XIX в. — против бешенства. Шотландский профессор Д. Листер ввел в хирургическую практику антисептику, а Д. Симпсон — обезболивающие средства. Крупнейшим дос­тижением явилось открытие в 1895 г. немецким ученым В. Рентгеном «лучей икс», благодаря которым достигают­ся значительные успехи в области диагностики и хирур­гии. Результатом этих и других изобретений стало резкое сокращение смертности, прекращение глобальных эпиде­мий, увеличение средней продолжительности жизни евро­пейцев. Индустриализация стран Европы и Северной Аме­рики была тесно связана с прогрессом в области техники. Особенность XIX века, по сравнению с предшествующими столетиями, — быстрое внедрение в жизнь различных тех­нических новшеств. Европейские ученые добились значи­тельных результатов в разработке средств коммуникации: в 1835 г. американец С. Морзе изобрел пишущий телеграфный аппарат, в 1876 г. А. Белл - телефон, в начале XX в, Д. Попов и Г. Маркони сконструировали первые радиопри­емники. Во второй половине XIX века создается первый двигатель внутреннего сгорания. «Отцами» современного ивтомобиля считаются немецкие конструкторы Г. Дайм­лер и К. Бенц. Во второй половине XIX в. многочисленные технические новшества становились вс« более доступны­ми, затрагивая все сферы жизни: уже же началу XX века использование в быту газа, электричества, телефона и так далее стало обыденным явлением.

Литература и искусство. Начало XIX. века было ознаме­новано борьбой таких противостоящих друг другу течений, как неоклассицизм и романтизм:. Разочарование в идеях просвещения, рационализме, прогрессе; страх и неуверен­ность, вызванные бурными событиями: в Европе начала XIХ в., а также индустриализацией, коренным образом ме­нявшей привычный уклад жизни, привели к стремлению

уйти от повседневной реальности, поиску несуществующего идеала, повышенному интересу к далекому прошлому. Эти черты романтизма особенно ярко проявились в произведе­ниях Ф. Шиллера и И. Гете. Революционный романтизм прослеживается в творчестве английского поэта Байрона, крупнейшая поэма которого «Чайльд Гарольд» содержит вызов обществу, неприятие его морали и законов, призыв к свободе и революции. Многих поэтов, композиторов и ху­дожников романтизма вдохновляло политическое движение за национальную независимость. Эти тенденции проявля­лись в творчестве итальянского композитора Д. Верди, венгерского поэта Ш. Петефи и др. В прозаической литературе ечение романтизма нашло отражение в жанре исторического романа, произведениях таких авторов, как В. Скотт, Т.Карлейль, Ж. Санд. Элементы романтизма затронули произведения одного из крупнейших писателей и поэтов Фран­ции данной эпохи — В. Гюго. Романтизм проникает также в архитектуру, что способствовало распространению в Европе в первой половине XIX века неоготического стиля, и в живописи. Крупнейшими художниками, создававшими свои картины в рамках этого стиля, были Ф. Гойя и Э. Делакруа, которые черпали сюжеты произведений из революционных событий в Европе первой половины XIX века.

К концу 30-х годов романтизм начинает вытесняться алистическим направлением, основу которого составила проблема социальной значимости искусства. Сторонники этого течения стремились изображать мир «таким, как есть». Данная тенденция проявилась в романах Ч. Дикксса, социальных «панорамах» О. Бальзака, объективном лизме Г. Флобера. Переход к реализму в живописи связан, прежде всего, с именами таких французских художнике как Ж. Милле, О. Домье и Г. Курбе, изображавших на своих полотнах реальную повседневную жизнь представителей различных слоев общества. Уже в 40-е гг. реализм приобретает черты острого социального протеста, в частности, в работах О. Домье, посвященных революционным событиям Франции 30 — 40-х гг.

С середины XIX в. значительные изменения претерпев ет архитектура, где начинают широко применяться ноые материалы, прежде всего железо и сталь. В 30 — 40-е годы намечается отход от классицизма и неоготики — происходит симбиоз различных стилей предшествующих эпох. Созда­ются роскошные здания с пышными нагромождениями леп­ных и скульптурных украшений, преобладанием неровных линий и поверхностей. Этот псевдостиль, демонстрировав­ший эклектичные художественные вкусы богатевшей бур­жуазии, был великолепен и пышен, но не отличался вели­чием и изяществом. В конце XIX в. в архитектуру проника­ют последние достижения технической мысли: в конце 80-ых гг, в Париже была построена грандиозная стальная Эйфелева башня; в США начинают сооружаться небоскре­бы. Все эти новые явления выступали в качестве своеобраз­ной демонстрации растущего богатства буржуазии, мощи и величия западного мира.

Наиболее крупным явлением в искусстве Европы второй половины XIX века стало формирование нового художествен­ного направления - импрессионизма. Его главной особенно­стью было стремление выразить моментальное впечатление от увиденного, от поверхности и пространства, растворен­ных в свете и красках. В центр сюжета ставились не реаль­ный предмет или явление, а человеческое восприятие, то психологическое состояние, которое они вызывали. Круп­нейшими представителями этого течения, которое долго не признавалось как искусство и вызывало осуждение многих критиков, были П. Сезанн, К. Мане, Ван Гог, П. Гоген и др. Бурное экономическое развитие, рост благосостояния ев­ропейцев, научно-технические достижения — все это способствовало значительным достижениям в области искусства. В XIX в. искусство становится более демократичным, пере­плет быть «развлечением для избранных». Рост грамотности населения приводит к тому, что с новейшими произведениями писателей, поэтов, драматургов знакомятся все более широкие круги общества; открываются многочисленные бличные музеи, галереи, выставки. Культура и искусство XIХ веке отражала все важнейшие изменения в жизни падной цивилизации, являясь важнейшим показателем бурного социально-экономического развития, происходивше­го в это время.