logo search
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

4. Общественный строй государства.

В сословно-представительной монархии господствующим классом продолжал оставаться класс феодалов. Он монопольно владел землей, эксплуатировал труд зависимых крестьян, добившись в этот период их полного закрепощения. Основными группами внутри этого класса были боярство и дворянство, между которыми во второй половине XVI века развернулась драматическая борьба за власть, землю и за крестьян.

Боярство состояло из 2-х групп:

Первую составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии.

Во вторую группу входили крупные и средние бояре. Интересы и позиции этих двух групп по некоторым вопросам были различны.

Бывшие удельные князья последовательно выступали против централизации. Опричнина, собственно, и была направлена против этой группы боярства. Другая часть боярства (прежде всего среднее боярство) на первом этапе правления Ивана Грозного поддерживало царскую власть, направленную на укрепление централизованного государства. Этим боярам надоело подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить царю и считали, что главную роль в жизни страны должна играть Боярская Дума. Но в дальнейшем, особенно после введения опричнины, между царём и этой группой боярства возник конфликт. Все боярство настаивало на распределении должностей по принципу родовитости, т.е. на сохранении местничества. Местничество – это система, при которой должности занимают в зависимости от знатности происхождения.

Опричнина сильно подорвала господство феодальной аристократии. Вольная служба своему князю и право отъезда отошли в прошлое. Теперь бояре обязаны были служить московскому государю так же, как помещики. Отъезд (а он стал возможен только в другое государство) карался как измена.

Разорившиеся бояре нередко обращались к царю с просьбой дать им поместье, обязываясь за него служить наравне с дворянами. «Порода», знатность уступали место чину, жалуемому государем. Стало чином и боярство. Боярином мог стать и человек незнатного происхождения, если получал это звание от царя.

Ведущей силой в XVI в. становится дворянство. Особенно выделялись московские дворяне. В начале 50-х годов было объявлено о размещении вокруг Москвы «избранной тысячи» дворян с тем, чтобы они всегда были готовы «на посылки».

Дворяне делились в зависимости от служебной годности на:

1) выборных, 2) городовых, 3)дворовых.

Первые составляли ядро войска. Вторые несли только гарнизонную службу, третьи находились при дворе. Феодалы, будучи господствующим классом, были освобождены от платежа податей и несения повинностей. Честь феодалов охранялась повышенными наказаниями.

В конце XVI века происходит сближение правового положения дворян и бояр. Уложение о службе 1556 г. уравняло службу с вотчин и поместий: каждый землевладелец обязан был выставлять со 150 десятин земли одного воина на коне (причем полностью вооруженного). Итак, исчезают различия между дворянами и боярами, они становятся одним сословием. Вместе с тем растет сословная обособленность феодалов. Указом 1675 года было запрещено верстать в дворяне черносошных крестьян, посадских людей и некоторые категории служилых людей.

Крестьяне в этот период делились на черносошных (государственных) и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих и т.д.). Черносошные крестьяне платили повышенные по сравнению с владельческими крестьянами подати в пользу феодального государства, а также выполняли различные повинности (дорожную, подводную и т.д.). Они были прикреплены к сельской общине без права перехода. Владельческие крестьяне кроме общегосударственных податей платили феодалам оброк (натуральный и денежный), обрабатывали их поля (барщина) и несли другие повинности.

Тяжелые годы Ливонской войны1, опричнина привели к запустению целые районы. Остро ощущалась нехватка рабочих рук.

1. Усиление эксплуатации крестьян вело к их массовому бегству на юг, на Дон, в казачество. Между различными группами феодалов разгорается острая борьба за крестьян. Как правило, в дворянских поместьях крестьян подвергали более интенсивной эксплуатации, в связи, с чем им было труднее удержать у себя крестьян. Поэтому дворяне были заинтересованы в прекращении выхода и вывоза крестьян, в их полном закрепощении. Этого они достигли в Соборном Уложении 1649 года. Однако полному запрету предшествовал ряд мероприятий, проводимых с целью затруднить переход крестьян. Так Судебник 1550 года увеличил размер пожилого, который крестьянин обязан был заплатить, прежде чем он мог покинуть своего феодала и перейти к другому. Нередко уплату пожилого осуществлял будущий хозяин, поэтому выход крестьян превращался в их вывоз. Все это побудило правительство в интересах дворянства объявить в 1581 году «заповедные лета», в течение которых переход крестьянина от одного феодала к другому был запрещен. «Заповедь» сначала была временная, но потом она повторялась из года в год, что фактически привело к отмене Юрьева дня.

В 80-90 годы были составлены писцовые книги, которые стали основанием закрепощения крестьянства.

В 1597 году был установлен 5-ти летний срок давности («урочные лета») на иски о беглых крестьянах. Затем в 1607 году срок сыска беглых был увеличен до 15 лет, за прием беглых был установлен штраф в размере 10 рублей. Под влиянием боярской аристократии при первом Романове правительство отменило штрафы за прием беглых и вновь вернулось к 5-ти летнему сроку давности. Но дворянские челобитные делали свое дело. И в 1649 году Соборное Уложение отменило «урочные лета». Сыск беглых крестьян стал бессрочным, т.е. независимо от давности побега, если бежавшего находили, его возвращали прежнему владельцу. Беглых крестьян возвращали (вместе с семьей), даже если они вступали в брак с крестьянином или крестьянкой своего нового хозяина. Позднее за прием беглых было назначено наказание кнутом. Землевладелец, принявший беглого, обязан был не только возвратить его самого, но за каждого беглого отдать одного своего крестьянина с семьей и имуществом.

Таким образом, крестьян не только прикрепили к земле, но и к личности владельца, они стали его собственностью.

Холопы. Большое распространение в XVI - XVII вв. получило кабальное холопство. Кабала - письменное долговое обязательство. В соответствии с ним должник обязан был «за рост платити» или «за рост служити», т.е. либо выплачивать проценты, либо погашать их службой. Лица, отдавшие себя в служилую кабалу, были обязаны до уплаты долга служить кредитору, причем эта служба шла не в погашение долга, а вместо уплаты процентов по займу. При таких условиях возвратить долг было практически невозможно. Кабальные люди, таким образом, были разновидностью холопов. Они передавались по наследству, их жены и дети считались также холопами, их могли дарить, отдавать в приданое.

В 1597 году вышло Уложение о холопах, по которому кабальным холопам запрещалось уходить от хозяина даже после уплаты долга. Лишь после смерти владельца кабалы холоп вместе с семьей подлежал освобождению, а его долг аннулировался.

Согласно Уложению о холопах источники холопства сокращались. С окончанием феодальных войн потерял свое значение плен. Прекратилось обращение в холопов за преступления, также за долги уже не обращали в холопство. Но по-прежнему сохраняло свое значение в качестве источника полного холопства рождение от холопов и вступление в брак с несвободным.

Однако экономические интересы побуждали феодалов наделять своих холопов землею, налагать на них повинности. В этом было заинтересовано и правительство, так как холопы, получившие землю, зачислялись в тягло. Таким образом, полное холопство постепенно отмирает, холопы начинают сближаться с крестьянством, крепостное состояние которых имело ряд черт рабства. Позже, при Петре I холопы и крепостные крестьяне сольются в одно сословие.

Посадские люди. К середине XVII века сложилась определенная сословная группа, получившая общее название «посадские люди». Это было городское население, которое включало: гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черные сотни и белые слободы. Посадские люди делились на 3 группы: 1) большие 2) средние 3) молодшие. Большие – это верхушка посада. Сюда входили гости, т.е. богатые купцы, которые вели внешнюю торговлю. Они не платили торговых пошлин, не несли посадского тягла, имели право владеть вотчинами. За ними шли торговые люди гостиной и суконной сотни, которые составляли группу средних. Основную массу посадского населения составляли ремесленники, мелкие торговцы и другие. Они несли посадское тягло, различные повинности, платили таможенные и другие пошлины.

Кстати, некоторые исследователи не включают в число посадских людей гостей, и торговых людей гостиной и суконной сотен. Они считают, что в их положении было много особенного, привилегированного, что сильно отмечало их от основного посадского населения.

В состав посада входили и служилые люди «по прибору»: стрельцы, пушкари, казаки. Они были освобождены от платежа податей и от посадского тягла.

Кроме посадских в городе жили духовные и светские феодалы (беломестцы). Они не платили податей, не несли тягло. Создавая в черте города, а также вблизи города свои торгово-промышленные слободы, они стягивали туда часть посадского населения, создавая тем самым конкуренцию посаду. Вся тяжесть налогового бремени падала на оставшихся членов посадской общины.

Это породило острую борьбу «черного посада» с «белыми слободами» и их хозяевами, феодалами - беломестцами. После восстания в 1648 году в Москве и ряде других городов правительство конфисковало безвозмездно все слободы беломестцев, передав их посадам. Соборное Уложение 1649 года закрепило эту передачу, т.е. «белые слободы» были ликвидированы.

По Соборному Уложению только люди, входившие в состав посадской общины, могли владеть дворами и лавками, заниматься торговлей и промыслами. Исключение делалось только для низших разрядов служилых людей. Им разрешалось заниматься торговлей и ремеслом, но с уплатой податей за свои промыслы.

Сделав ряд уступок посадским людям, (ликвидировав белые слободы), Соборное Уложение 1649 года вместе с тем запретило переход из посада в посад, прикрепив, таким образом, посадских людей к месту их жительства.