logo search
СЕВА

4.1.5. Развитие культуры в новое время

XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Италии, это течение распространяется затем во всех странах Европы. В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродетелей, опре­деляющих ее благородство, идеалы гуманистического инди­видуализма. Культура в своем развитии ориентируется на возвращение к античности, усвоение ее классического на­следия. Влияние гуманизма распространяется на такие сфе­ры духовной жизни, как литература, архитектура, живо­пись, политические теории и т.д. Классическими предста­вителями культуры Возрождения данного периода стали мыс­лители — Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этических вопросов, рассмотрением социально-политических проблем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Ра­фаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное развитие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с мес­тными традициями.

В ХVI-ХVП вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Ученые накапли­вают фактический материал, полученный в результате на­блюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену ав­торитету, что означает зарождение экспериментальной на­уки современного типа. Развитие астрономии вследствие деятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира — гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов класического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качествен­но новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обосновал ведущую роль эксперимента в науке, а француз­ский философ и математик Р. Декарт в своей работе «Рас­суждение о методе» сконструировал сугубо рационалисти­ческую картину мира, заложив основы нового течения в европейской культуре — рационализма. В сфере искусства в XVII веке господствует барокко — стиль, обладающий очень чувственным характером, создающий иллюзию ре­альности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший драматизм и экспрессивность. Однако и здесь со второй половины XVII века ощущается воздействие ра­ционализма, который нашел свое воплощение в классициз­ме, направлении, основанном на превалировании разумно­го над чувственным. Строгие, пропорциональные, симмет­ричные формы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе — вот характерные признаки, свойственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во вто­рой половине XVII века во Франции, а в XVIII веке рас­пространяется по всей Европе.

XVIII столетие часто именуется в науке «эрой Просве­щения». Данное интеллектуальное движение затронуло все сферы жизни общества и стало настоящим интернациональ­ным явлением. В чем заключаются причины его возникно­вения? По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образовы­вался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные достиже­ния которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всесилии человеческого разума, вера в возможность пере­стройки общественной жизжи в соответствии с рационали­стическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителею — Гоббс, Локк, Вольтер, Мон­тескье, Дидро, Руссо, Ломонсосов, Новиков, Кант, Джефферсон и др. Они творили в различных сферах науки и искусст­ва и именно их труды сформировали фундамент современ­ной цивилизации. Общей чертой для всех просветителей был настоящий «культ науки». Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зави­сит благополучие и благосостояние государства. Другим эле­ментом идеологии просветителей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к более совер­шенным формам организации социальной жизни. Осозна­ние просветителями прогресса было сугубо европоцентрич-ным, в рамках которого западная цивилизация признава­лась эталоном, который было необходимо распространить на весь мир. Огромную роль в идеологии Просвещения сыг­рала концепция гражданского общества, возникшая на ос­нове теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которой об­щество передает часть своих прав государству. Что же каса­ется государства, то оно должно ограничивать свои функ­ции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескье. Она заключается в том, что три составляю­щие (ветви) власти: установление законов (законодательная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть), — не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разде­ляться, дополнять и сдерживать друг друга.

Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу обществен­ного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.