logo search
Lektsii_IOGP_s_textualnymi_i_grammaticheskimi

Изменения в государственном строе России.

4) Революция 1905-1907 гг., несмотря на свое поражение, заставила царизм пойти на некоторые изменения в государственном строе. Было положено начало к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

23 апреля 1906 г. правительство опубликовало «Основные законы Российской империи» т.е. своего рода конституцию. Ст. 4 провозглашала, что императору принадлежит верховная самодержавная власть. Это означало, что император был главой исполнительной власти. И как глава исполнительной власти он не был ограничен никакими законами. Но законодательная власть в стране уже не принадлежала всецело императору. Законодательная власть по ст. 7 теперь осуществлялась царем «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Царь не мог теперь принимать законы без их обсуждения в Думе. Но, тем не менее, ни один закон не приобретал силы без императорского утверждения. Таким образом, последнее слово было за императором. В период прекращения работы Государственной Думы царь мог издавать чрезвычайные указы, имевшие силу законов. «Основные законы Российской империи» - это первая Российская конституция. Хотя с этим согласны не все ученые, некоторые считают, что это была фиктивная конституция. И все же следует считать эти Законы Конституцией, так как они подводили итог изменениям в государственном строе России. Создание Госдумы, реорганизация Госсовета, реорганизация Совета министров - это новое в государственном строе России.

Государственная Дума. По первоначальному проекту от 6 августа 1905г. (был разработан Булыгиным) Государственная Дума должна была избираться на основе цензового представительства от 3-х курий. Цензовая система лишала избирательных прав значительную часть населения: рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию. Дума планировалась как законосовещательный орган. Положение о Думе определяло ее большую зависимость от императора. Однако обострение политической ситуации потребовало пересмотра проекта. Октябрьская забастовка 1905 г. заставила царя издать Манифест от 17 октября 1905 г., а в декабре 1905 г. изменить положение о выборах. По Положению о выборах от II декабря 1905 г. был значительно расширен круг избирателей. Практически все мужское население в возрасте старше 25 лет (кроме солдат, студентов, поденных рабочих, и кочевников) получило избирательные права. Но выборы по-прежнему не были прямыми, (они были многоступенчатыми) и они были не равными для избирателей разных курий.

Выборы проходили по 4 куриям, причем, сначала выбирали выборщиков. По первым двум куриям – двухступенчатые. Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем от волостного схода – на уездный съезд уполномоченных, затем, от уездного съезда избирались выборщики в губернское избирательное собрание. По землевладельческой (помещичьей) курии I выборщик от 2 тыс. чел., по городской - от 4 тыс., по крестьянской - от 30 тыс., по рабочей - от 90 тыс. Представительство от рабочих было трехступенчатым.

20 февраля 1906 г. вышло «Учреждение Государственной Думы». В этом законе было реализовано Положение Манифеста 17 октября о превращении Государственной думы из законосовещательной в законодательный орган. Думе предоставлялось право контроля за исполнительными органами государства, но это оказалось фикцией. Здесь также была определена ее компетенция: разработка и обсуждение законов, кроме Основных законов, утверждение бюджета (царь не мог больше бесконтрольно распоряжаться финансами), обсуждение вопросов о строительстве железных дорог, учреждение акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет, депутаты были неподотчетны избирателям. Дума могла распускаться досрочно императором. Дума получала право запроса к министрам. Одинаковые законодательные права с Думой имел Государственный Совет, который был реформирован (акт «О переустройстве Госсовета» от 20 февраля 1906 г.) и стал верхней палатой. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет, и лишь в случае принятия их Советом предоставляться на утверждение императору. Госсовет был консервативным органом, он постоянно сдерживал либеральные порывы Госдумы. Половину Госсовета составляли выборные члены, которые избирались дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками. Вторую половину - члены, назначаемые императором из высших государственных сановников. В Госсовете преобладало крупное дворянство. Члены Госсовета избирались на 9 лет.

Весной 1906 г. I Дума начала свою работу. Она просуществовала 72 дня и была распущена. Аграрный вопрос в Думе - гвоздь конфликта. Кадеты и трудовики требовали принудительного отчуждения помещичьих земель, правительство с этим не соглашалось. Дума потребовала отставки правительства и сама была распущена. Выборы во II Думу дали еще больший перевес левым силам, а потому она оказалась еще более несговорчивой и непослушной. Премьер-министр П.Столыпин изложил Думе программу будущих реформ (в частности аграрную реформу), она натолкнулась на жесткую оппозицию и тогда царь распустил Думу (просуществовала 103 дня). Одновременно было опубликовано новое Положение о выборах (существенно было урезано представительство окраин, возросло число выборщиков от помещиков, сократилось от крестьян и горожан). Большинство в III Думе получили октябристы, в целом она была более приемлема для правительства, нежели II Дума. Разгон II Думы был своего рода «государственным переворотом». (по Основным законом Российской Империи без ведома Думы положение о выборах не могло быть изменено). III Дума просуществовала весь срок, т.е 5 лет. IV Дума была еще более правая, нежели III Дума. 26 февраля 1917 г. Дума была распущена. Февральская революция 1917 г. покончила с монархией в России, завершилась и краткая история развития российского парламентаризма нач. XX в.

С началом революции царизму понадобилась сильная исполнительная власть. Совет министров в октябре 1905 г. был реорганизован, до этого он был совещательным органом при царе, теперь он стал постоянно действующим органом во главе с председателем Совета министров. К нему перешли функции упраздненного в 1906 г. Комитета министров. Совет министров еще не стал «буржуазным кабинетом», т.е. министры назначались Царем, были ответственными только перед ним. На западе в это время правительства уже формировались парламентами, в России же царь мог в любой момент уволить любого министра.

Кроме того, был создан Совет государственной обороны (координировал деятельность военного и военно-морского министерств).

Органы управления на местах практически не подвергались изменениям, но был усилен карательный аппарат царизма. Почти вся территория страны была объявлена на военном положении, либо на положении чрезвычайной или усиленной охраны. Это значит, что власти получили право задерживать всех подозрительных лиц, приостанавливать издания газет, журналов и т.д., закрывать торговые и промышленные предприятия, высылать неугодных в ссылку. На этих территориях создавались военно-полевые суды. (Положение о военно-полевых судах от 19 августа 1906г.) Эти суды не являлись постоянными органами. Они создавались для рассмотрения конкретных дел, причем немедленно, по возможности в течение суток с момента совершения деяния. Они рассматривали дела в порядке «упрощенного» судопроизводства – ни защиты, ни обвинения, ни следствия. Почти все приговоры признавали одну меру - расстрел. Приговор приводился в исполнение не позже суток. Суд состоял из пяти человек, назначенных командиром части.

Реформы в армии.

Вводятся новые железнодорожные войска, авиационные и химические части. Сокращены сроки службы (до 3-х лет в пехоте, 4-х лет в остальных войсках). Вместо троичной, четверичная организация (в дивизии 4 полка, в полку 4 батальона, в батальоне 4 роты, в роте 4 взвода). С 1911 г. все юнкерские училища были переведены в разряд военных училищ. Увеличилось число военных училищ. В 1914 г. созданы школы прапорщиков. Перешли к территориальной системе комплектования войск.