logo search
СЕВА

6.1.1. Особенности послевоенного восстановления

После окончания второй мировой войны, которая причи­нила всем ее участникам огромный ущерб, перед ведущими странами Западной Европы и США встала сложнейшая за­дача реконверсии, то есть, перевода экономики на мирные рельсы. Это была общая для всех проблема, но существова­ла и национальная специфика.

США были единственными из ведущих стран мира, ко­торые смогли нажиться на войне. На территории этого госу­дарства находилось 75 % мировых запасов золота. Доллар стал главной валютой западного мира. Иная ситуация была в Западной Европе. Западноевропейские страны можно ус­ловно разбить на три группы: в первую входит Англия, на территории которой не велись наземные бои (она подверга­лась только бомбардировкам), во вторую — Германия, вре­менно утратившая свой суверенитет, и в наибольшей степе­ни пострадавшая от боевых действий, в третью — остальные государства — участники войны. Что касается Англии, то ее общие потери превысили четверть всех национальных бо­гатств. Государственный долг утроился. На мировом рынке Англию потеснили США. В Германии в сфере экономики ситуация была вообще близкой к краху: промышленное производство не достигало и 30 % от довоенного уровня. Насе­ление оказалось полностью деморализованным, а судьба стра­ны — абсолютно неясной. Ярким примером государств, от­носящихся к третьей группе, можно считать Францию. Она весьма серьезно пострадала от четырехлетней оккупации. В стране ощущался острый недостаток топлива, сырья, продо­вольствия. Фингансовая система также находилась в состоя­нии глубокого кризиса.

Такова была та исходная ситуация, с которой начался процесс послевоенного восстановления. Практически везде он сопровождался острейшей идейно-политической борьбой, в центре которой стояли вопросы о роли государства в осу­ществлении реконверсии и о характере социальных отно­шений в обществе. Постепенно обозначилось два подхода. Во Франции, Англии, Австрии сложилась модель государ­ственного регулирования, предполагавшая прямое вмеша­тельство государства в экономику. Здесь была проведена национализаци: л ряда отраслей промышленности и банков. Так, в 1945 г. лейбористы осуществили национализацию английского банка, чуть позднее — угледобывающей про­мышленности. ТВ собственность государства были переведе­ны также газовая и электроэнергетические отрасли промыш­ленности, транс порт, железные дороги, часть авиакомпаний. Крупный государственный сектор образовался в результате проведения национализации и во Франции. В него вошли предприятия уггольной промышленности, заводы «Рено», пять главных банков, основные страховые компании. В 1947 г. был принят общий план модернизации и реконструкции промышленности, заложивший основы государственного планирования развития основных секторов экономики.

По-иному решалась проблема реконверсии в США. Там частнособственнические отношения были намного прочнее, и поэтому акцешт делался лишь на косвенные методы регу­лирования через налоги и кредит.

Первостепенное внимание в США и Западной Европе стали уделять трудовым отношениям, основе всей социальной жизни общества. Однако на эту проблему смотрели везде по-разному. В США был принят закон Тафта-Хартли, кото­рый вводил жесткий государственный контроль над деятельностью профсоюзов. В решении же остальных вопросов го­сударство пошло по пути расширения и укрепления соци­альной инфраструктуры. Ключевой в этом плане стала выд­винутая в 1948 г. программа «справедливого курса» Г. Трумена, предусматривавшая повышение минимума заработной платы, введение медицинского страхования, строительство дешевого жилья для низкодоходных семей и т. д. Сходные мероприятия проводило лейбористское правительство К. Этт ли в Алглии, где с 1948 г. внедряется система бесплат­ного медицинского обслуживания. Прогресс в социальной сфере был очевиден и в других западноевропейских стра­нах. В большинстве из них профсоюзы, находившиеся тогда на подъеме, активно включились в борьбу за решение ос­новных социальных проблем. Результатом этого стало не­бывалое увеличение государственных расходов на социаль­ное страхование, науку, образование и профессиональную подготовку.

Следует отметить, что сдвиги, произошедшие в первые послевоенные годы в социально-экономической сфере, на­шли соответствующее отражение и в политико-правовой области. Практически все политические партии Западной Европы в большей или меньшей степени восприняли идео­логию и практику реформизма, что в свою очередь, было закреплено в конституциях нового поколения. Речь идет, прежде всего, о конституциях Франции, Италии, отчасти ГДР. В них наряду с политическими свободами были за­фиксированы и важнейшие социальные права граждан: на труд, на отдых, на социальное обеспечение и образование. Таким образом, государственное регулирование после вой­ны стало главным фактором в развитии западноевропейс­кой экономики. Именно активная регулирующая деятель­ность государства позволила достаточно быстро преодолеть те трудности, с которыми столкнулась западная цивилиза­ция на данном этапе развития.