logo search
СЕВА

5.6. Страны Азии в 1918 - 1939 гг.

Пробуждение Азии. Начало XX века ознаменовалось ростом массового национального освободительного движе­ния в странах Азии. Тому было несколько причин.

Первая причина — антиколониализм, широко распрост­ранившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединивший самые разнородные в социальном отношении группы насе­ления. Второй причиной был небывалый подъем националь­ного самосознания, объединивший разные организации и потоки освободительной борьбы: стихийные выступления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные об­щества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей.

В качестве третьей причины можно назвать влияние по­литических ценностей метрополий. Нормы и традиции пар­ламентской демократии европейских стран активно воспри­нимались интеллигенцией, предпринимателями, служащи­ми и студентами стран Востока. Даже самых умеренных из них не могло не возмущать явное противоречие между ли­беральными идеями Запада и реальной политической прак­тикой метрополий в колониях. Отсюда вытекало и требова­ние осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий, то есть распространения на жителей Востока прав граждан Англии, Франции, Голландии и дру­гих европейских стран. Естественно, колониальные власти отвергали это требование, что только способствовало росту напряженности и усилению радикального крыла националь­но-освободительного движения.

Пробуждению Азии содействовали и такие события на­чала века, как русско-японская война 1904—1905 гг. и пер­вая русская революция 1905—1907 гг. Под непосредствен­ным влиянием последней происходили революционный подъем 1905—1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908-1909 гг. в Османской империи, Синьхайская револю­ция 1911—1913 гг. в Китае. Эта волна освободительных дви­жений на Востоке носила в основном антиколониальный и антимонархический характер. Но ввиду слабости националь­ного предпринимательства, интеллигенции современного типа, тем более — рабочего класса, почти нигде эти револю­ции не смогли разрушить оковы колониальной зависимос­ти, освободить общество от груза патриархальных докапи­талистических отношений. Тем не менее, всюду, где эти ре­волюции произошли, был сделан значительный шаг на пути к национальному освобождению.

Последствия первой мировой войны также способствова­ли активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на террито­рию Османской империи и Средней Азии предельно револю­ционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомя­нуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палести­не и некоторые другие политические движения 1918-1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турец­кого народа в 1919—1923 гг. под руководством Мустафы Ке-маля Ататюрка и египетскую революцию 1918—1919 гг. как важные этапы становления национальных государств в Тур­ции и Египте.

В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Туни­се, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуа­тации в условиях тягот военного времени (там же, а также в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным факто­ром воздействия явилось участие трудовых мигрантов из колоний в работах на военные нужды метрополий.

В период между первой и второй мировыми войнами прак­тически весь колониальный мир был охвачен антиимпериа­листическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917-1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925-1927 гг.). Революция 1925-1927 гг. в Ки­тае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньч­журией и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Японии против Китая.

Кемалистская революция в Турции. Участие Турции в первой мировой войне на стороне германского блока приве­ло Османскую империю к гибели, а турецкий народ поста­вили на грань национальной катастрофы. Капитуляция сул­танского правительства перед державами Антанты создава­ла возможность раздела страны государствами-победителя­ми. И вскоре такая опасная перспектива начала реализовы­ваться. По условиям нового мирного договора, подписанно­го султаном, Турция по существу делилась между Англией, Францией, Италией и Грецией и прекращала свое существо­вание как самостоятельное государство.

Условия договора вызвали волну возмущения в турец­ком обществе, — началась освободительная борьба турецко­го народа против Антанты, которую возглавил генерал Мус-тафа Кемаль (Ататюрк). Заручившись поддержкой Совет­ской России, турецкая армия смогла нанести решающее по­ражение противнику и заставить его покинуть территорию Турции.

Победа в войне укрепила позиции Ататюрка и его сто­ронников, выступавших за ускоренное самостоятельное раз­витие страны. Турецкий парламент принимает закон об уп­разднении султаната, Турция была провозглашена респуб­ликой. Упрочению власти кемалистов способствовало и ре­шение о ликвидации халифата. Этими актами завершился процесс слома старой политической системы и создания на­ционального государства, получившей название кемалистской революции.

Главным содержанием экономической политики кема­листов стал этатизм, принцип, предполагающий вложение государственных средств в промышленность, железнодорож­ный транспорт, а в дальнейшем и в остальные отрасли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась и частная ини­циатива. Этатизм — форма государственного капитализма — способствовал ограничению сферы деятельности иностран­ного капитала, вел к укреплению позиций турецкой нацио­нальной буржуазии. В годы мирового экономического кри­зиса правительство окончательно берет инициативу в свои руки, перейдя к активному строительству предприятий за счет бюджета или под контролем государства. Данные меры способствовали экономическому подъему страны.

Ряд преобразований был направлен на отделение церкви от государства: упразднено министерство по делам религий, духовенство лишено принадлежащих ему богатств. Из веде­ния духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за эти­ми реформами вводилось новое административное деление на губернии, непосредственно подчиненные центру.

Реформы государственного строя легли в основу первой республиканской конституции, принятой в 1924г., и офор­мившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Конституция не носила демократи­ческого характера: основная масса населения наделялась формальными правами, которые не были обеспечены реаль­ными условиями их осуществления. Кроме того, Конститу­ция объявляла всех граждан турками, тем самым законода­тельно отрицалось существование в Турции национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.

С середины 20-х годов в стране фактически устанавлива­ется однопартийный режим НРП (Народной республикан­ской партии). Происходит сращивание партийного руковод­ства с государственным, что благоприятствовало укорене­нию авторитарных методов осуществления политической власти.

Все же необходимо признать, что кемалистские преобра­зования принесли ряд положительных результатов: упрочи­лось политическое и экономическое положение государства, возрос авторитет Турции в соседних странах. В этот период были заложены основы для будущего экономического про­цветания страны.

Китайская революция и японо-китайская война. По­ражение Синьхайской революции и итоги первой мировой войны способствовали захвату власти в Китае несколькими военно-политическими группировками. Милитаристские режимы были одним из проявлений регионализма в китай­ском обществе первой четверти XX века, являясь продук­том экономической обособленности и культурного своеобра­зия отдельных регионов Китая. Внутриполитический курс этих режимов был двойственным: пытаясь заручиться под­держкой провинциальных элит, они поддерживали идею создания федеративного государства и принятия конститу­ций отдельных областей, одновременно выступая под лозун­гом политического единства Китая. Весьма неоднозначна была и экономическая политика милитаристов, добывавших средства на содержание армии всеми возможными способа­ми — от откровенного грабежа до поощрения торговли и ка­питалистического предпринимательства.

Годы милитаристских войн были временем быстрого эко­номического развития Китая. Значительно возросло коли­чество национальных предприятий и банков. Стремительно росли промышленные города в прибрежной зоне. В стране складывались условия для второго этапа национальной ре­волюции, призванного окончательно устранить препятствия для модернизации китайского общества. В 1921 г. образует­ся революционное правительство, в 1924 г. формируется единый фронт национальной партии Гоминьдан и коммуни­стической партии (КПК), приступивших к созданию рево­люционной армии.

Заручившись широкой поддержкой по всей стране, войс­ка Национального правительства начали военные действия против милитаристов, захватив весь Северный Китай. Рези­денцией правительства стал город Нанкин. С победой рево­люции союз Гоминьдана и коммунистов распался. После­дние установили свой контроль в ряде глубинных сельских районов, тем временем гоминьдановскому правительству удалось подчинить себе весь внутренний Китай. Выход из кризиса лидеры Гоминьдана (как и лидеры КПК) пытались найти не в парламентском правлении, а в установлении дик­татуры своей партии.

Период 1927—1937 гг. принято называть «нанкинским десятилетием». Этот период ознаменовался устойчивым ро­стом промышленного производства. Значительную роль в экономике играл государственный сектор. Рабочее законодательство устанавливало продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, предоставляло рабочим крупных предприятий право создавать профсоюзы. В деревне гоминьдановское правительство пыталось осуще­ствить «аграрную перестройку», которая свелась к созда­нию кредитных и потребительских кооперативов и техни­ческой модернизации сельского хозяйства. Во внешней по­литике нанкинское руководство добивалось поддержки за­падных держав, одновременно стремясь покончить с прини-

женным положением Китая.

Несмотря на успехи в деле объединения и развития Ки­тая, глава Гоминьдана Чан Кайши не смог созвать стабиль­ный политический режим. Верхушка партии была расколо­та на несколько соперничавших фракций. Бол ъшим ударом для центрального правительства стала потеря РЛлньчжурии, ккугшрованной в 1931г. японскими войсками. В 1937 году Япония начала открытую агрессию против Китая и за пол­тора года захватила почти все восточные и северные районы страны, а также важнейшие порты на южном побережье. В этих условиях гоминьдановскому правите ль» ству удалось договориться с коммунистами, создав единый алтияпонский фронт. После капитуляции Японии в 1945г, инициатива перешла к коммунистам, овладевшим всем континентальным Китаем. В 1949 году была образована Китайская на­родная республика (КНР). Китайская республика продол­жала существовать на острове Тайвань.

Национальный конгресс и борьба за независимость Индии. Движение за политическую независимость Индии прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап охватывает период до начала 20-х годов XX столетия, когда социальная база национального движения бьциа ограничена средними слоями городского населения крупыых промыш­ленных центров и части торгово-промышленной буржуазии, а основной формой движения была умереннее-конституци­онная деятельность. Главенствующую роль в освободитель­ном движении играет Национальный конгресс — орган ин­дийского самоуправления, созданный с благословения анг­личан еще в конце XIX века. Первойачально в его состав входили ассоциации предпринимательства и интеллектуаль­ной элиты индийского колониального общества. С начала 20-х годов ситуация меняется. Лидером, сумевшим превра­тить Конгресс в массовую партию, стал М.К. Ганди.

Основной политической целью, которую поставил перед Индией Ганди, стало постепенной и поэтапное продвижение к независимости, а главной политической задачей для дос­тижения этой цели — объединение всех социально-классо­вых групп и партийно-политических сил под руководством Национального конгресса.

Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философском принципе непричинения зла всему живому, характерном для религий Индостана. В соответствии с этой установкой Конг­ресс во главе с М. Ганди проводит массовые общеиндийские кампании гражданского «несотрудничества». Первый этап акции предполагал такие формы колониального бойкота, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот английс­ких судов, товаров, учебных заведений, бойкот выборов в законодательное собрание, второй — уклонение от уплаты государственных налогов.

Наряду с проведением массовых акций гражданского несотрудничества Конгресс принял так называемую «конст­руктивную программу», состоящую из трех пунктов: все­мерного развития ручного ткачества и прядения, борьбы за налаживание отношений между индусской и мусульманс­кой общинами, ликвидации института «неприкасаемости». Данная программа позволила привлечь к национально-ос­вободительной, борьбе те группы населения, которые ранее не участвовали в политике: ремесленников, кустарей, крес­тьян, фабрично-заводских рабочих, мелких торговцев и т. п. К середине 30-х годов ИНК, впитав в себя настроения самых различных слоев индийского общества, фактически становится политической партией, являющейся выразите­лем общенациональных интересов. Конгресс получает час­тичный доступ к исполнительной власти, узаконенной кон­ституцией 1935 года, и вступает в последнюю фазу борьбы, завершившуюся в 1947 году предоставлением стране стату­са доминиона в рамках Британского содружества наций.

Колониальный период, таким образом, стал периодом становления институтов буржуазной демократии в Индии, заложил основы современной государственности и политической жизни, предопределил особенности функционирова­ния политической системы в период независимости.