logo search
СЕВА

4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века

Реформы 60-70-х гг. привели к росту освободительного движения в обществе, появлению многочисленных круж­ков; групп и организаций, стремящихся к изменению поли­тического режима в стране. Половинчатость, незавершен­ность многих преобразований вызвали разочарование в про­грессивных кругах общества. Помимо внутренних причин, большое значение имели революционные идеи, проникав­шие в Россию из Европы, которые активно воспринимались обществом в условиях широкого распространения нигилис­тических воззрений (нигилизму как идеологической кон­цепции присущи гипертрофированное сомнение и отрица­ние общепринятых ценностей, абсолютизация материального и индивидуального начал).

Освободительное движение 60-х — начала 70-х гг. Пе­риод начала 60-х гг. в истории русского освободительного движения получил наименование «прокламационного пери­ода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к раз­личным слоям общества, стали ответом на крестьянскую ре­форму 1861 г. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно уме­ренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению власти, экстремистским акци­ям, организации режима революционной диктатуры (наи­более известной из таких прокламаций была «Молодая Рос­сия», составленная в мае 1862 года студентом П. Заичнев-гким). В конце 1861 г. в Санкт-Петербурге сложилась обще­русская революционная группировка «Земля и воля». Про­грамма ее носила умеренный характер: в нее входили требо­вания передачи крестьянам тех наделов, которыми они вла­дели до реформы, замена правительственных чиновников выборными, избрание центрального народного представитель­ства. Реализация данных положений должна была произой­ти в результате крестьянской революции, которая, как пред­полагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на ско­рейшее восстание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 г.). Во второй половине (60-х — начале 70-х годов в России (прежде всего в универси­тетских городах) возникают многочисленные революцион­но-демократические кружки интеллигенции. Наиболее из­вестными среди них были кружок Н.А. Ишутина, один из членов которого — Д.В. Каракозов — совершил 4 апреля 1866 г. покушение на Александра II, и кружок С.П. Нечае­ва, программа которого носила наиболее радикальный ха­рактер. Организатор данного общества С. Нечаев создал так называемый «Катехизис революционера», в котором обосновывал необходимость самых крайних методов в процесс борьбы с самодержавием: террора, шантажа, разрушений т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционна необходимость, ради которой следовало отказаться от существующих моральных и нравственных норм. К началу 70-х гг. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.

Русское народничество 70 - 80-х гг. Главным направлением освободительного движения пореформенной России становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации, Будучи социалистами, народники полагали, что Россия пе­рейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народ­ников не было единства по вопросам теории и тактики рево­люционной борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в народничестве. Теоретиком так называемого «бунтарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по инстинкту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуатации и деспотизма». Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т.е. федерацию самоуправляющих­ся сельских общин, производственных ассоциаций на осно­ве коллективной собственности орудий и средств производ­ства.

Основателем и теоретиком пропагандистского направле­ния был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо го­товить к революции и социализму посредством долгой про­паганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так на­зываемого «заговорщицкого течения». Согласно его теории, власть должна была быть захвачена хорошо организован­ной революционной партией, которой затем следовало вне­дрить социализм в русскую жизнь.

В середине 70-х годов в среде народников распространилась практика «хождений в народ». Ряд активных деятелей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем рево­люционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Одна­ко крестьяне весьма настороженно относились к таким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалис­тических идей. Второе хождение в народ, в рамках которого интеллигенты селились в деревне, планомерно агитируя крестьян за революцию, завершилось не более удачно, чем первое. В 1876 г. народники изменили свою тактику. Созда­ется крупная революционная организация, получивюая на­звание «Земля и воля». Организацией руководили А. Д. Ми­хайлов, Г.В. Плеханов, О.Б. Антекман и пр. Это была пре­красно организованная и хорошо законспирированная орга­низация, имевшая свои филиалы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматри­вались требования передачи всей земли крестьянам, введе­ния мирского самоуправления, свободы слова, сознаний, совести и т.д. Основным направлением деятельности «Зем­ли и воли» стала пропаганда среди различных слоев обще­ства. Террор рассматривался лишь как средство самозащи­ты или конкретно направленного возмездия, но не жак ос­новной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развер­нулась острая борьба между сторонниками тактики террора (группа А. Желябова) и Г. Плехановым, ставившим во гла­ву угла пропаганду. Результатом этих споров стало возник­новение двух новых организаций — «Народной воли», кото­рая перешла к прямой борьбе против самодержавия и «Чер­ного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основной целью народовольцев стало цареубий­ство, которое должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенисой сту­дентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопре­ки ожиданиям, не вызвала революции и крушение само­державия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромле­на после неудачного покушения на императора Александ­ра III.

Начало социал-демократического движения в России в 80 — 90-е гг. XIX в. 80 — 90-е годы в России были време­нем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движения общественной мысли страны. Первой русской марксистской группой стала организация «Освобождение труда», основан­ная Г. Плехановым в 1883 году в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. Движущей, силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х годов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры — Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и другие - вели мар­ксистскую пропаганду среди рабочих, организовывали стач­ки, маевки, забастовки. В 1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и Ю.Л. Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представлявший из себя ши­рокомасштабное социал-демократическое объединение, в со­став которого входило около 20 кружков. Эти организации явились предпосылкой создания социал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамот­ности рабочих, закладывались основы дальнейшей револю­ционной борьбы,

Либерально-оппозиционное движение. Либеральная оп­позиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учреждений, выражала свое недовольство произво- лом властей, требовала совершенствования государственного строя (представительного учреждения), но, в то же время выступала за мирное разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интеллигенции нашли свое отражение на страницах таких периодических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль» Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называемых «адресов», в которых высказывались предложения различных реформ.

В 80 — 90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г. возник кружок «Беседа», поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления. В эти годы закладыва­ются основы либеральной идеологии, формируются полити­ческие доктрины и концепции русского либерализма.

Таким образом, в качестве ядра освободительного движения второй половины XIX века можно выделить деятель­ность народнических организаций и групп. Несмотря та политическую незрелость и многочисленные заблуждешизз, участники этого движения становятся реальной силой, ока­зывающей заметное влияние на политическое развитие страны. В этот период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционера­ми. В целом, вторую половину XIX века можно охарактери­зовать как подготовительный этап в освободительном дви­жении. Закладываются основные теоретические и практи­ческие основы революционной деятельности. Заметно воз­росла роль сильной, хорошо сплоченной, имеющей едигнуто волю организации.

Все это в комплексе с ростом политической грамотности и организованности масс, прежде всего растущего рабочего класа, в значительной степени повлияло на будущие события, став основой первой русской революции 1905 — 1907 гг.