logo
Литература для студентов / История России от Рюрика до Путина

18 Февраля 1762 – Манифест о «даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»

За свое короткое царствование Петр III издал несколько важных законов, оставшихся в памяти современников. Одним указом он запретил использовать выражение «Слово и дело!», произнеся которое доносчики привлекали внимание властей к совершенному или задуманному государственному преступлению. Этот обычай терроризировал общество и плодил ложное доносительство. В указе сказано: «Ненавистное изражение, а именно „Слово и дело“, не долженствует отныне значить ничего, и мы запрещаем употребление оного, а если кто отныне оное употребит, в пьянстве или в драке, или избегая побоев и наказания, таковых тотчас наказывать так, как от полиции наказываются озорники и безчинники».

Другим указом царь ликвидировал страшную Тайную канцелярию – политическую полицию, место пыток и тайных казней. Фактически же доносы никто не отменил, просто теперь их следовало подавать без крика, в письменной форме, а функции одиозной Тайной канцелярии перешли к Тайной экспедиции Сената, в которую перевели всех работников бывшей Тайной канцелярии. Петр III подписал еще несколько важных указов: он запретил преследовать старообрядцев, отменил ряд монополий, учредил Государственный банк. Все эти меры свидетельствовали, что новый государь, несмотря на свою экстравагантность, может стать крупным государственным деятелем. Но этому не суждено было сбыться – его свергла собственная жена.

Но самым важным государственным актом времен Петра III стал манифест о «даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Возможно, что его подготовили еще при Елизавете. Согласно манифесту дворяне впервые получали свободу от обязательной службы, им предоставили право выходить в отставку, свободно ездить за границу и даже поступать на службу к другим государям. С этого манифеста начались важные сословные реформы, продолженные уже в царствование Екатерины II. Суть их – в освобождении дворянства от всепроникающей власти самодержавного государства, развитии в дворянской среде чувства чести, человеческого достоинства, свободы мысли и слова.