logo search
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 27. Народное образование и литература

Основные направления развития народного образо­вания. Общественный прогресс и сопутствующее ему общественное движение, преобразования в законодатель­стве положительно сказались на развитии просвещения в национальных районах.

Организуемые в 60—70-х гг. XIX в. научные об­щества, публичные библиотеки, музеи, другие очаги про­свещения создали возможности для оживления обще­ственной жизни. Общества по распространению грамот­ности в народе, открываемые в областных центрах, так­же давали направление первым учебным заведениям многонационального казахского края.

Созданный в 1868 г. Туркестанский статистический комитет, Семипалатинский областной статкомитет, орга­низованный в 1878 г., другие подобные комитеты в областях распространяли среди казахов и других наро­дов края научные знания, знакомили с основами гра­мотности.

В исследование Казахстана, организацию публикаций научных исследований большой вклад внесло Русское географическое общество, его Туркестанский и Западно- Сибирский отделы, а также открытый позднее Семипа­латинский подотдел. При их участии осуществлялись 186 подготовка научных экспедиций, освоение природных бо­гатств, привлечение местных жителей в этих обществах к изучению родного края.

Хорошо известен факт участия великого Абая в ра­боте Семипалатинского областного статистического ко­митета. Из первых библиотек, возникших в Казахской Степи, наибольшую известность приобрела открытая в

  1. г. общественная библиотека в Семипалатинске. Первоначально здесь было всего 260 томов книг, но она из года в год увеличивала свой фонд и превратилась в один из крупных центров общественной жизни. Сослан­ные в этот город А.Блек, Е.П.Михаэлис, А.В.Леонтьев, Н.И.Долгополов, П.Лобановский, С.С.Гросс и представи­тели местного народа, среди них Абай Кунанбайулы, занимались сбором ценных изданий для библиотеки. Позднее библиотека стала получать из разных уголков России множество журналов и книг по различным от­раслям знаний.

Общественные библиотеки бесплатного пользования от­крылись в Тургае и Оренбурге. Организованная в 90-х гг. XIX в. в Кустанае школа с бесплатной выдачей книг ставила целью повышение уровня знаний горожан. Спе­циальная комиссия, созданная в 1876 г. в Ташкенте, также осуществила ряд полезных дел.

Во второй половине XIX в. главным фактором рас­пространения образования в крае были не только науч­ные учреждения и библиотеки. Необходимость в подго­товке переводчиков для системы управления, нехватка служащих для нужд хозяйственной и чиновничьей ад­министрации требовали увеличения числа русско-казах­ских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 г. в Троицке, в крепости Оренбург возле Тургая, в фор­те №1 г. Казалинска были учебными заведениями, которые пытались привлечь к учебе казахскую моло­дежь.

Школы в Казалы и Перовске были реорганизованы в училища. Там работали учителя, получившие образова­ние в Казани и Петербурге.

“Временные положения” об управлении областями Ка­захстана определяли главные направления просвещен­ческого дела. Для развития просвещения казахам было дано право на добровольный сбор средств.

Для открытия при мечетях мектебов представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Счета, откры­ваемые по просьбам мулл, покрывались казахскими шаруа.

Казахским шаруа за небольшую плату было разре­шено отдавать своих детей на учебу в школы в казачь­их станицах и в русских деревнях. Но в деле обучения казахских детей в школах правительство преследовало не только образовательные цели. Оно пыталось ограни­чить получение детьми образования в мектебах и медре­се. Эти меры, предпринятые царским правительством, были одним из проявлений борьбы против распростра­нения исламской религии в Средней Азии и Казахстане. “Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России” Оренбургского губернатора Крыжановского (1867 г.) являют собой пример административного дав­ления по ограничению числа исламских школ.

Говоря о проблеме поднятия уровня грамотности в Уральской и Тургайской областях, Н.Крыжановский в письме министру народного просвещения 11 декабря 1879 г. считал нужным открытие специального учебно­го заведения по подготовке учителей для казахских мектебов. Закончивших учебное заведение предлагалось назначать аульными старшинами, делопроизводителями волостных управителей и даже муллами.

Первая казахская учительская школа открылась в

  1. г. в городе Орске Оренбургской губернии. Ускори­ло решение этого дела назначение Ыбырая Алтынсары- улы инспектором школ Тургайской области.

Система просвещения. В конце XIX столетия в Ка­захстане сложилась следующая система просвещения. Начальные учебные заведения: приходские школы, про­гимназии (гимназии с неполными классами), смешанные русско-казахские, аульные школы и школы грамотнос­ти. Средние учебные заведения: реальные училища, жен­ские и мужские гимназии. К ним были приравнены учительские семинарии. Учебные заведения со специаль­ной подготовкой: казахские учительские школы, сельс­кохозяйственные, фельдшерские школы, Тургайская ре­месленная школа, Уральская специальная школа по подготовке учеников для ремесленного промысла, Омс-188 кое механико-техническое училище, Гурьевская школа по обучению мореплаванию и другие, с различным ма­териальным оснащением, учебные заведения. Открытые в 1872 г. в Омске ив 1879 г. в Ташкенте учительские институты по организации учебного процесса были от­несены к средним учебным заведениям России.

К концу XIX в. в крае насчитывались две 8-классные мужские гимназии, две 7-классные женские гимназии, 8-классная военная гимназия в Верном, 6-, 7- и 8- классная мужская гимназия Уральского реального учи­лища, 4-классная мужская и 5-классная женская гим­назии в Семипалатинске. Наряду с ними в Казахстане действовали церковно-приходские школы, воскресные школы грамотности. В ряду сложившихся учебных за­ведений следует также назвать мектебы и медресе.

Под предлогом борьбы с пантюркизмом и панисла­мизмом областные генерал-губернаторы зачастую пре­следовали преподавателей исламских учебных заведе­ний, оказывали на них административное давление. В специальном “Положении” о развитии грамотности сре­ди “инородцев”, принятом 26 марта 1870 г., препода­вание русского языка в мектебах при мечетях было признано обязательным. Несмотря на противодействие царизма, мусульманские мектебы и медресе сыграли большую роль в обучении молодежи и их традицион­ном воспитании.

В мектебах, сложившихся во второй половине XIX в., обучение было приближено к системе общероссийского обучения в учебных заведениях. Правительство прояв­ляло заинтересованность в распространении системы образования центральных районов на национальные ре­гионы империи, и свидетельство тому — специальные правительственные распоряжения.

В Тургайской и Уральской областях учебные заведе­ния с казахским и другими языками обучения были подчинены Оренбургскому учебному округу. В Акмо­линской и Семипалатинской областях учебные заведения подчинялись Западно-Сибирскому, в Семиреченской и Сырдарьинской областях — Туркестанскому учебному округу. Упорядочение изменений в учебных заведениях различного характера осуществляла специальная канце­лярия в Томске.

Постепенный рост численности населения уйгуров и дунган, переехавших из Синьцзяна в Семиречье, преоб­ладание казахов, по сравнению с другими районами, на юге Казахстана вызвали необходимость открытия рус­ско-казахских школ. В связи с этим в ходе постановки учебного дела в школах разных звеньев было взято направление на образование казахской молодежи на основе традиционного арабского письма.

Развитие цветной металлургии в Восточном Казахста­не, на западе — нефтедобычи и нефтеобработки, в цен­тральных районах — производства угля ставили на повестку дня вопрос о подготовке инженерно-техничес- ких специалистов. Однако пока в Казахстане не было ни одного специального технического заведения по их обу­чению.

Скудость средств являлась препятствием, тормозя­щим дело просвещения в Казахстане. В школах часть необходимых для организации учебного процесса средств собиралась у местных жителей, так как суммы, отпус­каемые государством для учебных заведений края, были чрезвычайно малы. В конце XIX в. затраты на просве­щение в Казахстане составляли в расчете на душу насе­ления: в Тургайской области — 19,5 коп., Уральской — 16,2, Акмолинской — 11,3, Сырдарьинской — 9,7, Семи­палатинской — 7, Семиреченской — 5,5 коп.

Одной из причин, тормозящих дело народного просве­щения, была нехватка почти во всех звеньях учебных заведений профессиональных учителей. Зачастую специ­алисты — выпускники крупных учебных заведений Том­ска, Казани, Москвы и других центров, не выдерживая тяжелых материальных и бытовых условий жизни, воз­вращались в города. Низкая оплата труда, нехватка учебных пособий, книг также были препятствием на пути развития народного просвещения.