logo
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 30. Искусство и музыкальная культура казахского народа

Живопись и прикладное искусство. Русские худож­ники прогрессивного направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа.

Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций, Б.Смирнов, О.Федорченко, П.Кошаров и другие извест­ные представители изобразительного искусства в ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника В. Вереща­гина. В картине “Окружающие Лепсинский край горы” художник с великолепным мастерством передает красо­ту казахского края.

Видный художник Н.Хлудов все свои значительные произведения посвятил казахстанской тематике. В его картинах “Прогон скота”, “За дровами” Казахская Степь изображена с большой любовью.

Прикладное искусство казахского народа имеет мно­говековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках XIX в. в Петропавловске, Кокшетау (1896 г.) и других городах. Приемы и технология изготовления изделий передавались из поколения в поколение. Вели­колепными были сырмаки, текеметы (постилочные вой­лочные ковры), тускиизы (настенные войлочные ковры) и другие многочисленные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент (“кошкар-муйиз”, “кос-муйиз”, “сынар-окше”, “жапырак” и др.), который богато использовался во всех его основ­ных видах — зооморфном, растительном, геометричес­

ком. Были распространены и такие виды прикладного искусства, как изготовление седел и конского снаряже­ния с серебряной и костяной инкрустацией, ювелирные изделия и другие.

Постепенный переход казахов к оседлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений приклад­ного искусства.

Изготовление деревянных изделий мастера-краснодерев­щики доводили до высокого уровня. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости,-изготовляли изде­лия для скотоводов и земледельцев. Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и мужской одежды и различного снаряжения. Большое внимание уделялось и внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах деревянные изделия казах­ского ремесла (кебеже, сундук, агаш тосек и др.) по- прежнему успешно соперничали с изделиями фабрично­го производства. Получили распространение изделия из металла.

Местные ювелиры изготавливали такие изящные ук­рашения, как сакина, сырга, алка, билезик, белдик (кольца, серьги, ожерелья, браслеты, пояса). В казахском ауле мастера-ювелиры пользовались заслуженным почетом и вниманием. Основными заказчиками ювелирных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодалы.

Предметы казахского народного прикладного искусст­ва становились известными в культурных центрах Рос­сии, а также за рубежом. На всемирной выставке в Париже (1868 г.) были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музы­кальными инструментами общественность получила воз­можность ознакомиться на выставке 1872 г. в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие прекрасные классические произведения, основным моти­вом которых является народная освободительная борьба против угнетателей.

В развитии казахского музыкального искусства выдаю­щийся след оставили Курмангазы Сагырбайулы, Даулет- керей Шыгайулы, Таттимбет Казангапулы, Ыкылас Ду- кенулы, Биржан-сал Кожагулулы, Ахан серэ Корамса- улы, Жаяу Муса Байжанулы и др.

Таттимбет Казангапулы (1815—1862 гг.) — выдаю­щийся кюйши-композитор, один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX в., не­превзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шерт- пе. Таттимбет родился и вырос на территории нынеш­него Каркаралинского района Карагандинской области, происходил из рода каракесек Среднего жуза. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантли­вых кюйши Центрального Казахстана. Одним из его учителей был его дядя Али.

Таттимбет рос в окружении, где ценили музыку и поэзию, а также ораторское искусство. Любовь к древ­ней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалась и на его музыкальных интересах: его привлекали кюи- легенды, эпические кюи, созданные в XIII—XVII вв. Многие кюи самого Таттимбета являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки. Тат­тимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: “Косбасар” (цикл объединял множество кюев, иног­да с характеристиками “медленный”, “печальный” и т.д.), “Тер1скакпай”, “Балбырауын”, “Боз айгыр”, “Бозторгай”, “Алшагыр” и др. Кюи Таттимбета “Саржайлау”, “Сыл- кылдак”, “Былкылдак”, “КокейкестГ’ относятся к луч­шим произведениям казахской инструментальной музы­ки.

Таттимбет является автором великолепных музыкаль­ных зарисовок природы, лирических произведений, кюев- раздумий. В его кюях отражены стремление к красоте и гармонии жизни, ожидание перемен, превратности судь­бы, жизненные противоречия. В некоторых произведени­ях нашли отражение и социальные мотивы. Например, в кюе “Бес торе” осуждается власть людей, возвышаю­щихся над народом.

В 1855 г. Таттимбет ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 40 кюев Таттимбета.

Курмангазы Сагырбайулы (1818—1889 гг.) — гениаль­ный кюйши-композитор, классик казахской инструмен­тальной музыки. Родился в местечке Жидели на терри­тории Букеевской орды. Выходец из бедных слоев, Кур­мангазы с юных лет проявлял музыкальные дарования. Первым его наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем — кюйши Узак. Курмангазы учил­ся и у других народных талантов, таких, как Баламай- сан, Байжума, Сокыр Есжан. Встав на профессиональ­ный путь кюйши, Курмангазы создает произведения, в которых отразились его думы о судьбе народа, его вер­ность освободительному движению.

Вся жизнь гениального кюйши протекала в борьбе за социальную справедливость, он выступал против произ­вола власть имущих. Преследования не смогли его сло­мить. По народным рассказам, первый его кюй “Киш- кентай” был посвящен руководителю народного восста­ния Исатаю Тайманулы. Его кюи “Акбай”, “Аксак; кшк”, “Кебш шашкан”, “Шсен ашкан”, “Адай”, “Турмеден каш- кан” наполнены раздумьями, верой в будущее. В кюе “Сарыарка” слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, любовь к родной земле, к безграничной степи.

Среди музыкальных произведений Курмангазы встре­чаются также танцевальные кюи (“Кызыл кайыц”, “Бал- бырауын”). Из-за обвинений представителей правящих классов в “воровстве, разбое” он сидел в тюрьмах Урала и Оренбурга. Судя по устным источникам, он перенес и тяготы Иркутской тюрьмы.

В конце 1880 г. Курмангазы окончательно переезжа­ет в селение Сахма Астраханской губернии. Вокруг знаменитого кюйши собираются его ученики Дина, Ер- гали Есжанулы, Мендигали Сулейменулы и др. С гордо­стью причисляли себя к ученикам Курмангазы широко известные в народе домбристы Сугирали, Кокбала, Шора и др. В сокровищнице музыкального народного творче­ства сохранилось более60 кюев Курмангазы, высоко оценен его вклад в культуру казахского народа.

Даулеткерей Шыгайулы (1820—1887 гг.) — знамени­тый кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. Даулеткерей происхо­дил из степной аристократии. С юных лет отличался необычайным музыкальным талантом, тонким поэтичес­ким восприятием и широким кругозором. На формиро­вание его взглядов повлияло восстание1836—1838 гг. в Букеевской орде. Он установил дружеские связи с ка­захской молодежью, получившей образование в Орен­бурге. При поддержке председателя Временного совета по управлению Букеевской ордой Г.В.Ващенко был из-206

бран султаном-правителем рода. Кюйши посещал не только Оренбург. В составе делегации почетных казахов был в Петербурге, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годы его широкой известности в степи как кюй- ши-композитора.

Музыка Даулеткерея впечатляет мастерством компо­зиции, отточенностью изящной формы, глубоким эмоцио­нальным зарядом. Композитор создал тонкие психологи­ческие женские портреты в кюях: “Кос-алка”, “Кыз- Акжелец”, “К¥Даша”> “Жецгем суйер”, “Акбала-кыз”, “Жумабике”, “Керкем-ханым”. Тончайшие душевные пе­реживания и раздумья композитора переданы в его кюях “Ващенко”, “Кос шек”, “Коцыр”, “Топан”. Даулет- керей также написал глубоко трагические произведения, как, например, кюй “Сальщ елген”. Как новатор Дау- леткерей, не нарушая содержания казахской музыки, в некоторых кюях использовал музыкальные темы рус­ских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев композитора.

Биржан-сал Кожагулулы (1834—1897 гг.) — выдаю­щийся казахский композитор, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокшетауской обла­сти. С юных лет его неудержимо влекло к занятиям музыкой и пением. Примерно с 20 лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в Степи. На становление его композиторского таланта большое влия­ние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г.

Одна из первых его песен — “Биржан-сал”. Творче­ство Биржана рисует нам ту общественную и социаль­ную среду, в которой развивался талант певца. Биржан в своих произведениях затрагивает социальные пробле­мы, нравственные понятия, рассказывает о судьбах ин­тересных ему современников и исторических личностей. У Биржана ряд песен относится к любовной лирике. Замечательными образцами песен являются его произве­дения “Б1ржан-сал”, “Айтбай”, ‘Ташыгым”, “Лейл1м- шырак”, “Жанбас сипар” и др.

Биржан темой своего творчества сделал поиски прав­ды, обличая обман и произвол. Песни Биржана “Жанбо- та”, “Адаскак” отразили его гнев по поводу действий власть имущих. Он был и талантливым поэтом. Особен­но широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Биржана группировалась талантли­вая молодежь, поддерживающая его искусство. Среди последователей Биржана были талантливые композито­ры Акан серэ, Укили Ыбрай, Балуан Шолак и др. До наших дней дошло около 40 песен Биржана.

Жаяу Муса Байжанулы (1835—1929 гг.) — выдаю­щийся народный композитор, родился на берегу озера Жасыбай в Баянаульских горах, в семье простого кочев­ника. В 4 года его к себе взял брат Байжана Тайжан для обучения в аульной школе.' С юных лет постигая народную музыку, знакомился с исполнительским искус­ством. В 1851 г. приехал в Петропавловск, где обучался по-русски, учился играть на гармони и скрипке. Слушал инструментальную музыку оркестров. Все это обогатило его музыкальное восприятие. Известно, что Жаяу Муса был знаком с Шоканом Уалихановым, какое-то время находился с ним вместе, а для стихотворения Алтынсари- на “Кел, балалар, окыльщ” сочинил музыку.

Жаяу Муса преклонялся перед гением Абая, посвятив ему одно из своих стихотворений. Муса, занимаясь твор­чеством, одновременно учился, знакомился с передовыми людьми своего времени. В 1852 г. он прибыл в Омск, где в 1854 г. поступил в русскую школу. В Омской библио­теке знакомился с изданиями, выходившими в Петербур­ге, Москве, Казани и Оренбурге. Следует полагать, что на формирование его мировоззрения определенное влияние оказали декабристы и петрашевцы. Возвратившись в аул в 1856 г., Муса принял участие и в местных спорах. Именно с этого времени он стал выступать против произ­вола степной аристократии.

Старший султан Баянаульского округа Муса и его младший брат Мустафа Шорманулы имели большую власть в Степи. Сыновья Байжана, имевшие такие же имена, получили дополнения к своим именам: Мусу назвали “Жаяу” (“Пеший”), а его младшего брата Мус­тафу — “Жалац-аяк” (“Босой”). Муса подвергался пре­следованиям. В 1860 г. по обвинениям сыновей Шорма- на Жаяу Муса был выслан в Тобольск. Через 2 года по собственному желанию участвовал в завоевательном походе Черняева на Шымкент и Аулие-Ату. Однако столкнувшись с жестокостью генерала, бежал на роди­ну. Известно, что он добивался справедливости в борьбе со своими притеснителями, ездил в столицу. Затем пу­тешествовал: был в Польше, Латвии, позже некоторое время жил в Казани.

О композиторском таланте Жаяу Мусы говорят его замечательные песни: “Ак сиса”, “Хаулау”, “Баянауыл”, “Сурша кыз”, “Кегернпн”, “ГауЬар тас”, “Толгау”, “Шор- ман улына”, которые, наряду с традиционными, содер­жат и новаторские черты.

Жаяу Муса был не только композитором, но и по- этом-публицистом. Почти все тексты к своим 70-ти пес­ням он сочинил сам. Жаяу Муса был прекрасно образо­ван, знал казахский и русский языки, активно участво­вал в общественной жизни, внес своим творчеством и деятельностью большой вклад в культуру эпохи.

Ахансерэ Корамсаулы (1843—1913 гг.) — выдающий­ся композитор. Родился на берегу озера Улкен Коскол в Кокшетауской области. С юных лет выделялся среди сверстников тягой к музыке и поэзии, а его постоянное участие в празднествах и состязаниях закрепило за его именем приставку - серэ. В возрасте 16—17 лет начал заниматься творчеством. На формирование его компози­торского таланта прежде всего повлияла казахская на­родная музыка. Однако Акану не были чужды и другие музыкальные традиции.

Выдающиеся произведения Акана - песни “К¥лагер”, “Мацмацгер”, “Макпал”, “Балкадиша”, “Кекжендет”, “Сы- рымбет” и др. — заняли достойное место среди музы­кальных сокровищ песенного творчества.

Акан серэ занимался и поэтическим творчеством, где нашли отражение идеалы справедливости, осуждались жестокость и предательство.

Ыкылас Дукенулы (1843—1916 гг.) — кюйши-компо- зитор, кобызист. Вдохновителем таланта Ыкыласа был отец. За короткое время мальчик освоил кюи-легенды, исполняемые отцом. Сфера собственно кобызовой музы­ки сокращалась. К середине XIX в. кобыз использовали, наряду с музыкантами, баксы (лекари), которые приспо­сабливали инструмент для психотерапии. Заслуга Ыкы­ласа состоит в том, что он возродил богатую музыкаль­ную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Кор- кыта (VIII в.).

Ыкылас сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказа­ния. Таковы его кюи. “Жез киж”, “Кдмбар”, “Казан”, “Шыцырау”. В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданы кюи “Коцыр”, “Кертолгау”, “Айрауьщтьщ ащы куш”. Его глу­бокие переживания о жизни переданы в сочинении “Ыкыластыц куш”. В кюе “Жарым патша” композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей. Обога­щая технику игры на кобызе, Ыкылас сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музы­ки. Его творчество глубоко волновало слушателя. У Ыкыласа было много последователей, среди которых — сын Жусупбек, хорошо исполнявший кюй “Коркыт”. Одним из исследователей Ыкыласа был кюйши-домбрист Сугир, творчество которого приходится на XIX в.