logo
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 20. Реформы 1867—1868 гг. В казахстане

Подготовка реформ. По времени они совпали с отме­ной крепостного права и принятием ряда буржуазных реформ в России. Распространение капиталистических отношений на национальные окраины также берет нача­ло с этого времени. Осуществленные в середине XIX в. судебная, земская и другие реформы не могли не повли­ять на находившиеся в составе Российской империи восточные национальные окраины.

“Устав о сибирских киргизах” 1822 г. и “Устав об оренбургских киргизах” 1824 г. в условиях распростране­ния капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития.

Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия пред­ложила разделить всю Казахскую Степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложе­ния комиссии были вручены Оренбургскому генерал- губернатору А.П.Безаку. 29 сентября 1864 г. Безак потребовал от областного правления оренбургских каза­хов сбора необходимых сведений.

В 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.А.Крыжановский. Со­ображения комиссии И.И.Буткова не были приняты. Подготовка проекта изменения управления казахским краем была возложена на Степную комиссию во главе с

членом совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гир- сом. В комиссию вошли: от Главного штаба — полков­ник Ф.К.Гейнс, от Оренбургского края — полковник К.К.Гутковский, от Западно-Сибирского генерал-губер­наторства — капитан А.П.Проценко.

В соответствии с рескриптом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросники по изуче­нию казахской страны. В них были охвачены основные проблемы, связанные с введением новой системы адми­нистративного управления: собственные проблемы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др. Но при подготовке рефор­мы не были приняты во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управле­ния Казахстаном на началах народного самоуправления. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. В Западно-Сибирском генерал-губер­наторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собран­ным у крупных владельцев, среди которых были Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалиханулы. В Оренбургском крае данные были представлены стар­шим султаном-правителем Сейдалыулы и другими ари­стократами, далеко стоявшими от интересов народа.

Проект реформы по управлению Тургайской, Ураль­ской, Акмолинской, Семипалатинской областями был под­готовлен комиссией Ф.К.Гирса в составе Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дан- девиль, Ф.К.Гейнс и другие, подготовила проект по Се- миреченской и Сырдарьинской областям.

11 июля 1867 г. царь Александр II утвердил “Вре­менное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях”, а 21 октября 1868 г. — “Временное положение об управлении в степных облас­тях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губер­наторства”.

Содержание и значение реформы. Вся казахская тер­ритория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестан­ское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и граж­данская власть сосредоточивалась в руках генерал-губерна­тора. Каждое генерал-губернаторство делилось на облас­

ти. Уральская и Тургайская области относились к Орен­бургскому, Акмолинская и Семипалатинскаяк Западно- Сибирскому, Семиреченская и Сырдарьинскаяк Туркес­танскому генерал-губернаторствам. Территория бывше­го Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау (Мангышлак- ское приставство) в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже включен в Закас­пийскую область. Деление Казахстана на центры отве­чало целям колониальной политики. Сосредоточение воен­ной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ 1867—

  1. гг. К тому же, туркестанскому генерал-губернато­ру предоставлялось право ведения дипломатических пе­реговоров с такими странами, как Китай и Иран.

Стоявший во главе области военный губернатор одно­временно являлся наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные прав­ления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе специальных советников.

Согласно реформам области делились на уезды, куда входили: в Сырдарьинскую — Казалинский, Перовский, Туркестанский, Шымкентский, Аулие-Атинский, Таш­кентский, Ходжентский и Жизакский; в Уральскую — Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбинский (Те- мирский); в Тургайскую — Илецкий (Актюбинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский; в Акмолинскую — Акмолинский, Кокшетауский, Петро­павловский, Омский, а спустя год после принятия ре­формы еще и Атбасарский (Сарысуский); в Семипала­тинскую — Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарс­кий, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, поз­же сюда вошел Усть-Каменогорский уезд; в Семиречен- скую — Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джар- кентский, Иссык-Кульский и Токмакский уезды. Такое деление с небольшими изменениями сохранялось более полувека.

Один из двух помощников (младший) уездного началь­ника, назначаемый генерал-губернатором, был из предста-

вителей местной правящей верхушки. Уездным началь­никам подчинялись как полиция, так и воинские части, учреждения уезда и укрепления.

Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состояв­шие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати воло­стные и аульные были опорой царского правительства в Казахстане. В своей должности они утверждались выше­стоящим колониальным руководством. Султаны-чингизи- ды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов. В этом заключалось классовое содержание реформ.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской обла­сти полицейская и распорядительная власть была пере­дана в руки аксакалов. Последние избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Им так же, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать. Выборы аксакалов, как и волостных, проходили в борь­бе, в межродовых спорах.

Согласно реформам 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Имеющие четко выраженный классовый характер, судебные уч­реждения были орудием претворения колониальной по­литики в жизнь. Хотя в Сырдарьинской области сохра­нился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. Изменения в судебном деле огра­ничили влияние шариата и степных законов на повсе­дневную жизнь. В каждой волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4-х до 8-ми биев. По существу, утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судеб­ной системы в Казахстане.

Уездные и военные суды усилили угнетение народа. Этому служила и усилившаяся налоговая политика.

Реформы 1867—1868 гг. не могли разрешить всех коренных противоречий общества. Однако они положи­тельно повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана. Были созданы предпосылки для освоения богатств края. Капиталистические явления, проникая в хозяйственную и социальную жизнь, ослабили ряд рег­рессивных черт старых общественных отношений. Про­исходили положительные изменения и в повседневной жизни казахов, занимавшихся кочевым скотоводством. Одновременно усилилось социальное расслоение аульных жителей. Свидетельство тому — формирование жатаче- ства — уход обедневших казахов не только на заработки в прилинейные поселки и города, но и на первые про­мышленные предприятия. Отрицательные последствия реформы подвергались критике со стороны Абая Кунан- байулы, Ыбрая Алтынсарыулы и других передовых мыс­лителей того времени.