logo
Учебник 8 ИК Мектеб

0 Вопросы и задания

  1. Какое место занимает казахстанская тематика в творчестве русских художников?

  2. В чем состоит значение творчества казахских композито­ров XIX в.?

  3. Кто из композиторов одновременно развивал как песенное искусство, так и поэзию?

Документы и материалы

Песни

... Ив этих жырах, исполняемых песнях и кюях, раздается голос эпохи, прошедших и нынешних поколений. Потому что песня вечна и жыр вечен. Из этих песен и кюев мы познаем созидающий дар нашего народа, его образ ценителя искусства и потому их почитаем и любим.

Известно, что народные песни переходили из поколения в поколение в изустной форме. Каждый певец исполняет песню в стиле своего родного края, в силу своего исполнительского дарования.

Радостный вечер в ауле//Алма-Ата, 1985. С.3-4.

Кюй

Является весьма древним по происхождению музыкальным жанром. Кюи делятся на домбровые, кобызовые, сыбызговые. Кюи являются самым крупным жанром казахских музыкаль­

ных произведений; считаются сложным по структуре направ­лением народной музыки.

Кюи сформировались как отдельный музыкальный жанр в XIV в. Казахские народные кюи строились на основе легенд, сказок или конкретных исторических событий (“Хромой ку­лан — Жошы хан”, “Хромой эмир”, “Искандер” и др.), разви­вались преимущественно программно. Содержание кюев, осно­вываясь на фактах борьбы народа против несправедливости, его мечте о свободе и радостных чувствах, нашли в глубоких переживаниях талантов свои необходимые краски. Мелодийно- формационное строение кюев, их ритмико-исполнительские манеры многообразны. К примеру, волевые, темповые кюи Курмангазы; основанные на романтической лирике и философ­ских раздумьях — Даулеткерея; с красивой мелодией, тихой печалью и нежным колеблющимся движением — Таттимбета; переменчивые, игривые, как льющийся жир, Казанкапа.

Кюй. Казак совет энциклопедиясы.

Алма-Ата. 1954. Т. 6.