Шакарим Кудайбердыулы
“Енлик—Кебек”. В этих произведениях Ш.Кудайбердыулы предстает перед нами как просветитель-демократ, глубокий мыслитель, поэт и историк гуманистического направления. Видя тяжелое положение своего народа, он искал пути выхода из кризиса, пропагандировал идеи просвещения и гуманизма, разоблачая антинародную политику крупных феодалов.Народное образование. В начале XX в. народное образование было тесно связано с общественно-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый правительством в 1906 г., положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время искусственные препятствия для конфессиональных учебных заведений. Ограничение деятельности в первую очередь распространялось на мусульманские школы: мектебы и медресе, работа которых зачастую протекала в условиях открытого гонения. К тому же правительственные субсидии, выделявшиеся для народного образования в национальных окраинах, были очень скудны и не удовлетворяли самые минимальные потребности местных учебных заведений. О том, в каком объеме отпускались средства для обучения в различных областях Казахстана, говорят такие данные (из расчета на душу населения): в Тургайской области — 6,9 коп., в Уральской — 4, в Акмолинской — 2,5, в Семипалатинской — 2, в Семиреченской — 1,9, в Сырдарьинской —
8 коп.
В пропаганде идей просвещения и образования среди разноплеменного населения, расширении системы начального обучения позитивную роль сыграли такие органы печати, как журнал “Айкап”, “Киргизская степная газета”, “Степной край”, газета “Казак”, “Семипалатинский листок”. Газеты, издававшиеся в Семипалатинске, Уральске, Верном, Оренбурге и Омске и выражавшие интере
сы определенных кругов, часто освещали деятельность организаторов гимназий, начальных учебных заведений. “Областные ведомости” — официальный печатный орган областных губернаторов, хотя и являлись “рупором” царизма, затрагивали проблемы народного просвещения.
Русские ученые Е.П.Михаэлис, В.А.Обручев, Н.Панту- сов, Н.Я.Коншин, некоторые чиновники колониального аппарата управления, независимо от занимаемых должностей, опубликовали немало интересных исследований по самым различным вопросам: истории Казахстана, экономике колониального аула, материальной и духовной культуре “аборигенов” степи, хотя для них защита государственных интересов самодержавной власти оставалась главным предназначением.
Вопросы широкого привлечения казахов к современной системе просвещения также освещались на страницах газет и журналов, издававшихся в смежных с Казахстаном регионах: “Сибирская жизнь”, “Сибирский телеграф” и др.
Развитие системы народного образования и просвещения в Казахстане сопровождалось огромным количеством проблем и трудноразрешимых вопросов. В учебных заведениях не хватало квалифицированных учителей. Одно из самых крупных учебных заведений — Туркестанская учительская семинария, в которой готовились преподавательские кадры, совершенно не удовлетворяла потребности в них местных школ.
Поэзия и музыкальная культура Казахстана. Творчество замечательного народного акына Жамбыла Жабае- ва развивалось в условиях острых политических событий, которыми был охвачен казахский край. С детства активно принимая участие в степных поэтических состязаниях — айтысах, Жамбыл постоянно совершенствовал свой талант импровизатора. Его творчество отличалось острой социальной направленностью, выражавшейся в разоблачении произвола крупных феодалов и царских чиновников.
Выдающимся поэтом своей эпохи был Нурпеис Байга- нин, который снискал известность как страстный пропагандист народных сказаний — дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.
Казахская музыкальная культура этого периода пред- 242
ставлена самобытным творчеством известных кюйши (вир- туозов-домбристов) и народных композиторов. Среди ее ярких представителей особо выделяются Кенен Азерба- ев, Балуан Шолак Баймурзин, Дина Нурпеисова, У кили Ыбрай Сандыбаев, знаменитый композитор Сугур, казахский “соловей” Майра Шамсутдинова. Исполнительское искусство Кали Байжанова, Манарбека Ержанова, покорившего Париж Амре Кашаубаева сложилось в начале XX в. Песни народных композиторов Естая “Май- дакоцыр”, У кили Ыбрая “Гекку”, песни Амре и Майры, кюй Дины Нурпеисовой “Кощл ашар” (“Настроение”) представляют собой замечательные образцы казахской музыкальной классики.
Казахская культура начала XX в., развиваясь как часть мирового культурного процесса, имела свои специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни, самобытными традициями национального искусства, впитавшего в себя исконно народное творчество и индивидуальные стили представителей культурно-творческой интеллигенции.
- Раздел I. Социально-экономическое и политическое развитие казахстана в XVIII в. Внутреннее и внешнее положение казахского ханства в первой четверти хуш в.
- Документы о внутреннем положении Казахского ханства в начале хуш в.
- § 1. Борьба казахского народа против джунгарского нашествия
- 0 Вопросы и задания
- Документы и материалы
- § 2. Присоединение младшего жуза к россии
- Дж. Кэстль. “На приеме у хана Абулхаира”
- 8 Сентября 1730 г.
- 8 Сентября 1730 г.
- Из жалованной грамоты Анны Иоанновны хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза:
- § 3. Казахстан в середине хуш в.
- 0 Вопросы и задания
- Из рапорта генерал-поручика в коммерц-коллегии кавалера и.И.Шпрингера
- 4 Декабря 1756 г.
- § 4. Ханство абылая
- 0 Вопросы и задания
- Н.А.Рейнсдорфу
- § 5. Участие казахов в крестьянской войне 1773—1775 гг. Под предводительством е.И.Пугачева
- 0 Вопросы и задания
- 21 Июля 1785 г.
- 14 Августа 1786 г.
- § 7. Культура казахстана в XVIII в.
- Выдержки из “Жеты жаргы”
- 6 Августа 1785 г. Правящий в должности Уфимского и Симбирского генерал-губернатора генерал-поручик барон
- Раздел п. Социально-экономическое и политическое положение казахстана в первой половине XIX в.
- § 8. Ликвидация ханской власти в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О подготовке Устава 1822 г.
- Устав 1822 г. О правах казахов
- Сражение под Бородино (полки, сформированные на Иртыше, участвовали в кровопролитном сражении под Бородино в сентябре 1812 г.)
- § 10. Восстание 1837-1847 гг. Под предводительством хана кенесары касымулы
- 0 Вопросы и задания
- Его Сиятельству, господину генерал-губернатору от потомка хана Абылая Кенесары Касымулы
- § 11. Народное восстание 1836—1838 гг. В букеевской орде
- Грамота об избрании Жангира членом Ученого Совета Казанского университета
- 0 Вопросы и задания
- Прошение
- §12. Освободительная борьба казахских шаруа в 50-е гг. XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Из писем казахов о грабежах хивинских феодалов
- § 13. Ссыльные революционеры в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О жизни Достоевского в Семипалатинске
- § 14. Торгово-экономические связи казахстана с китаем
- Из рапорта генерал-губернатору Западной Сибири п.М.Капцевичу
- Раздел III. Казахстан — колония российской империи (вторая половина XIX в.)
- § 15. Присоединение старшего жуза к россии
- 0 Вопросы и задания
- § 17. Завершение колониального захвата казахстана россией и его последствия
- Отрывок из записок начальника отдела инструкции Семиреченского областного управления (1871 г.)
- Раздел IV. Культура казахстана в первой половине XIX в.
- § 18. Развитие просвещения
- 0 Вопросы и задания
- Комиссии
- 14 Июня 1844 г.
- § 19. Казахская литература и культура первой половины XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Раздел V. Социально-экономическое и политическое положение казахского общества во второй половине XIX в.
- § 20. Реформы 1867—1868 гг. В казахстане
- 0 Вопросы и задания
- § 21. Освободительная борьба казахского народа против колониального угнетения в 60-70-х гг. XIX в.
- Из письма военного губернатора Уральской области н.А.Веревкина Оренбургскому генерал-губернатору н.А.Крыжановскому
- § 22. Экономическое развитие казахстана
- 0 Вопросы и задания
- Обман казахов купцами
- § 23. Казахско-китайские торговые связи
- 0 Вопросы и задания
- Барон а.В.Каульбарс о торговле в г. Кульдже
- § 24. Социально-политическое развитие казахстана в конце XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- 25 Марта 1891 г.
- Дополнения к царскому Указу об административном управлении в Казахстане
- § 25. Переселение уйгуров и дунган в семиречье
- 0 Вопросы и задания
- Степному генерал-губернатору от губернатора Семиреченской области
- 4 Июля 1883 г.
- Раздел VI. Культура казахстана во второй половине XIX в.
- § 26. Русская демократическая культура и великий казахский ученый шокан уалиханов
- 0 Вопросы и задания
- Записка о судебной реформе
- § 27. Народное образование и литература
- 0 Вопросы и задания
- Попечителю Западно-Сибирского учебного округа от помощника учителя Семипалатинского пятиклассного городского училища коллежского асессора л.Степановича. Докладная записка
- § 28. Положение мусульманского просвещения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- Его превосходительству, господину главному инспектору училищ Туркестанского края
- § 29. Ыбырай алтынсарыулы. Абай кунанбайулы
- 0 Вопросы и задания
- 23 Сентября 1903 г.
- § 30. Искусство и музыкальная культура казахского народа
- 0 Вопросы и задания
- § 31. Деятели российского освободительного движения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- It коканд
- 1Ги некая
- ФОкружение ханской ставки повстанцами Крепости и укрепленные пункты
- § 32. Социально-экономическое развитие казахстана в начале XX в.
- 13 Вопросы и задания
- Член Государственной Думы Шаймерден Косшыгулов
- 0 Вопросы и задания
- Из обращения казахов к императору
- § 34. Казахстан в годы политической реакции и первой мировой войны
- 0 Вопросы и задания
- Тургайский уездный начальник — господину Тургайскому губернатору. (По поводу нежелательности дальнейшего издания и обращения среди населения Тургайской степи книжки “Оян, казак”)
- 28 Октября 1911 г.
- § 35. Культура казахстана в начале XX в.
- Шакарим Кудайбердыулы
- 0 Вопросы и задания
- 1710 - Состоялся курултай трех жузов об объединении усилий казахского народа в борьбе против джунгарского нашествия.