logo
Учебник 8 ИК Мектеб

Шакарим Кудайбердыулы

“Енлик—Кебек”. В этих произведе­ниях Ш.Кудайбердыулы предстает перед нами как просветитель-де­мократ, глубокий мыслитель, поэт и историк гуманистического на­правления. Видя тяжелое положе­ние своего народа, он искал пути выхода из кризиса, пропагандиро­вал идеи просвещения и гуманиз­ма, разоблачая антинародную по­литику крупных феодалов.

Народное образование. В начале XX в. народное образование было тесно связано с общественно-политиче­ской ситуацией. Закон о развитии просвещения, приня­тый правительством в 1906 г., положил начало откры­тию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время искусственные препятствия для конфессио­нальных учебных заведений. Ограничение деятельности в первую очередь распространялось на мусульманские школы: мектебы и медресе, работа которых зачастую протекала в условиях открытого гонения. К тому же правительственные субсидии, выделявшиеся для народ­ного образования в национальных окраинах, были очень скудны и не удовлетворяли самые минимальные потреб­ности местных учебных заведений. О том, в каком объе­ме отпускались средства для обучения в различных областях Казахстана, говорят такие данные (из расчета на душу населения): в Тургайской области — 6,9 коп., в Уральской — 4, в Акмолинской — 2,5, в Семипалатин­ской — 2, в Семиреченской — 1,9, в Сырдарьинской —

  1. 8 коп.

В пропаганде идей просвещения и образования среди разноплеменного населения, расширении системы началь­ного обучения позитивную роль сыграли такие органы печати, как журнал “Айкап”, “Киргизская степная газе­та”, “Степной край”, газета “Казак”, “Семипалатинский листок”. Газеты, издававшиеся в Семипалатинске, Ураль­ске, Верном, Оренбурге и Омске и выражавшие интере­

сы определенных кругов, часто освещали деятельность организаторов гимназий, начальных учебных заведений. “Областные ведомости” — официальный печатный орган областных губернаторов, хотя и являлись “рупором” царизма, затрагивали проблемы народного просвещения.

Русские ученые Е.П.Михаэлис, В.А.Обручев, Н.Панту- сов, Н.Я.Коншин, некоторые чиновники колониального аппарата управления, независимо от занимаемых долж­ностей, опубликовали немало интересных исследований по самым различным вопросам: истории Казахстана, эко­номике колониального аула, материальной и духовной культуре “аборигенов” степи, хотя для них защита госу­дарственных интересов самодержавной власти остава­лась главным предназначением.

Вопросы широкого привлечения казахов к современ­ной системе просвещения также освещались на страни­цах газет и журналов, издававшихся в смежных с Ка­захстаном регионах: “Сибирская жизнь”, “Сибирский те­леграф” и др.

Развитие системы народного образования и просвеще­ния в Казахстане сопровождалось огромным количе­ством проблем и трудноразрешимых вопросов. В учеб­ных заведениях не хватало квалифицированных учите­лей. Одно из самых крупных учебных заведений — Туркестанская учительская семинария, в которой гото­вились преподавательские кадры, совершенно не удов­летворяла потребности в них местных школ.

Поэзия и музыкальная культура Казахстана. Творче­ство замечательного народного акына Жамбыла Жабае- ва развивалось в условиях острых политических собы­тий, которыми был охвачен казахский край. С детства активно принимая участие в степных поэтических состя­заниях — айтысах, Жамбыл постоянно совершенствовал свой талант импровизатора. Его творчество отличалось острой социальной направленностью, выражавшейся в разоблачении произвола крупных феодалов и царских чиновников.

Выдающимся поэтом своей эпохи был Нурпеис Байга- нин, который снискал известность как страстный пропа­гандист народных сказаний — дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.

Казахская музыкальная культура этого периода пред- 242

ставлена самобытным творчеством известных кюйши (вир- туозов-домбристов) и народных композиторов. Среди ее ярких представителей особо выделяются Кенен Азерба- ев, Балуан Шолак Баймурзин, Дина Нурпеисова, У кили Ыбрай Сандыбаев, знаменитый композитор Сугур, ка­захский “соловей” Майра Шамсутдинова. Исполнитель­ское искусство Кали Байжанова, Манарбека Ержанова, покорившего Париж Амре Кашаубаева сложилось в начале XX в. Песни народных композиторов Естая “Май- дакоцыр”, У кили Ыбрая “Гекку”, песни Амре и Майры, кюй Дины Нурпеисовой “Кощл ашар” (“Настроение”) представляют собой замечательные образцы казахской музыкальной классики.

Казахская культура начала XX в., развиваясь как часть мирового культурного процесса, имела свои специ­фические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни, самобытными традициями национального искусст­ва, впитавшего в себя исконно народное творчество и индивидуальные стили представителей культурно-творче­ской интеллигенции.