§ 27. Народное образование и литература
Основные направления развития народного образования. Общественный прогресс и сопутствующее ему общественное движение, преобразования в законодательстве положительно сказались на развитии просвещения в национальных районах.
Организуемые в 60—70-х гг. XIX в. научные общества, публичные библиотеки, музеи, другие очаги просвещения создали возможности для оживления общественной жизни. Общества по распространению грамотности в народе, открываемые в областных центрах, также давали направление первым учебным заведениям многонационального казахского края.
Созданный в 1868 г. Туркестанский статистический комитет, Семипалатинский областной статкомитет, организованный в 1878 г., другие подобные комитеты в областях распространяли среди казахов и других народов края научные знания, знакомили с основами грамотности.
В исследование Казахстана, организацию публикаций научных исследований большой вклад внесло Русское географическое общество, его Туркестанский и Западно- Сибирский отделы, а также открытый позднее Семипалатинский подотдел. При их участии осуществлялись 186 подготовка научных экспедиций, освоение природных богатств, привлечение местных жителей в этих обществах к изучению родного края.
Хорошо известен факт участия великого Абая в работе Семипалатинского областного статистического комитета. Из первых библиотек, возникших в Казахской Степи, наибольшую известность приобрела открытая в
г. общественная библиотека в Семипалатинске. Первоначально здесь было всего 260 томов книг, но она из года в год увеличивала свой фонд и превратилась в один из крупных центров общественной жизни. Сосланные в этот город А.Блек, Е.П.Михаэлис, А.В.Леонтьев, Н.И.Долгополов, П.Лобановский, С.С.Гросс и представители местного народа, среди них Абай Кунанбайулы, занимались сбором ценных изданий для библиотеки. Позднее библиотека стала получать из разных уголков России множество журналов и книг по различным отраслям знаний.
Общественные библиотеки бесплатного пользования открылись в Тургае и Оренбурге. Организованная в 90-х гг. XIX в. в Кустанае школа с бесплатной выдачей книг ставила целью повышение уровня знаний горожан. Специальная комиссия, созданная в 1876 г. в Ташкенте, также осуществила ряд полезных дел.
Во второй половине XIX в. главным фактором распространения образования в крае были не только научные учреждения и библиотеки. Необходимость в подготовке переводчиков для системы управления, нехватка служащих для нужд хозяйственной и чиновничьей администрации требовали увеличения числа русско-казахских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 г. в Троицке, в крепости Оренбург возле Тургая, в форте №1 г. Казалинска были учебными заведениями, которые пытались привлечь к учебе казахскую молодежь.
Школы в Казалы и Перовске были реорганизованы в училища. Там работали учителя, получившие образование в Казани и Петербурге.
“Временные положения” об управлении областями Казахстана определяли главные направления просвещенческого дела. Для развития просвещения казахам было дано право на добровольный сбор средств.
Для открытия при мечетях мектебов представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Счета, открываемые по просьбам мулл, покрывались казахскими шаруа.
Казахским шаруа за небольшую плату было разрешено отдавать своих детей на учебу в школы в казачьих станицах и в русских деревнях. Но в деле обучения казахских детей в школах правительство преследовало не только образовательные цели. Оно пыталось ограничить получение детьми образования в мектебах и медресе. Эти меры, предпринятые царским правительством, были одним из проявлений борьбы против распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане. “Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России” Оренбургского губернатора Крыжановского (1867 г.) являют собой пример административного давления по ограничению числа исламских школ.
Говоря о проблеме поднятия уровня грамотности в Уральской и Тургайской областях, Н.Крыжановский в письме министру народного просвещения 11 декабря 1879 г. считал нужным открытие специального учебного заведения по подготовке учителей для казахских мектебов. Закончивших учебное заведение предлагалось назначать аульными старшинами, делопроизводителями волостных управителей и даже муллами.
Первая казахская учительская школа открылась в
г. в городе Орске Оренбургской губернии. Ускорило решение этого дела назначение Ыбырая Алтынсары- улы инспектором школ Тургайской области.
Система просвещения. В конце XIX столетия в Казахстане сложилась следующая система просвещения. Начальные учебные заведения: приходские школы, прогимназии (гимназии с неполными классами), смешанные русско-казахские, аульные школы и школы грамотности. Средние учебные заведения: реальные училища, женские и мужские гимназии. К ним были приравнены учительские семинарии. Учебные заведения со специальной подготовкой: казахские учительские школы, сельскохозяйственные, фельдшерские школы, Тургайская ремесленная школа, Уральская специальная школа по подготовке учеников для ремесленного промысла, Омс-188 кое механико-техническое училище, Гурьевская школа по обучению мореплаванию и другие, с различным материальным оснащением, учебные заведения. Открытые в 1872 г. в Омске ив 1879 г. в Ташкенте учительские институты по организации учебного процесса были отнесены к средним учебным заведениям России.
К концу XIX в. в крае насчитывались две 8-классные мужские гимназии, две 7-классные женские гимназии, 8-классная военная гимназия в Верном, 6-, 7- и 8- классная мужская гимназия Уральского реального училища, 4-классная мужская и 5-классная женская гимназии в Семипалатинске. Наряду с ними в Казахстане действовали церковно-приходские школы, воскресные школы грамотности. В ряду сложившихся учебных заведений следует также назвать мектебы и медресе.
Под предлогом борьбы с пантюркизмом и панисламизмом областные генерал-губернаторы зачастую преследовали преподавателей исламских учебных заведений, оказывали на них административное давление. В специальном “Положении” о развитии грамотности среди “инородцев”, принятом 26 марта 1870 г., преподавание русского языка в мектебах при мечетях было признано обязательным. Несмотря на противодействие царизма, мусульманские мектебы и медресе сыграли большую роль в обучении молодежи и их традиционном воспитании.
В мектебах, сложившихся во второй половине XIX в., обучение было приближено к системе общероссийского обучения в учебных заведениях. Правительство проявляло заинтересованность в распространении системы образования центральных районов на национальные регионы империи, и свидетельство тому — специальные правительственные распоряжения.
В Тургайской и Уральской областях учебные заведения с казахским и другими языками обучения были подчинены Оренбургскому учебному округу. В Акмолинской и Семипалатинской областях учебные заведения подчинялись Западно-Сибирскому, в Семиреченской и Сырдарьинской областях — Туркестанскому учебному округу. Упорядочение изменений в учебных заведениях различного характера осуществляла специальная канцелярия в Томске.
Постепенный рост численности населения уйгуров и дунган, переехавших из Синьцзяна в Семиречье, преобладание казахов, по сравнению с другими районами, на юге Казахстана вызвали необходимость открытия русско-казахских школ. В связи с этим в ходе постановки учебного дела в школах разных звеньев было взято направление на образование казахской молодежи на основе традиционного арабского письма.
Развитие цветной металлургии в Восточном Казахстане, на западе — нефтедобычи и нефтеобработки, в центральных районах — производства угля ставили на повестку дня вопрос о подготовке инженерно-техничес- ких специалистов. Однако пока в Казахстане не было ни одного специального технического заведения по их обучению.
Скудость средств являлась препятствием, тормозящим дело просвещения в Казахстане. В школах часть необходимых для организации учебного процесса средств собиралась у местных жителей, так как суммы, отпускаемые государством для учебных заведений края, были чрезвычайно малы. В конце XIX в. затраты на просвещение в Казахстане составляли в расчете на душу населения: в Тургайской области — 19,5 коп., Уральской — 16,2, Акмолинской — 11,3, Сырдарьинской — 9,7, Семипалатинской — 7, Семиреченской — 5,5 коп.
Одной из причин, тормозящих дело народного просвещения, была нехватка почти во всех звеньях учебных заведений профессиональных учителей. Зачастую специалисты — выпускники крупных учебных заведений Томска, Казани, Москвы и других центров, не выдерживая тяжелых материальных и бытовых условий жизни, возвращались в города. Низкая оплата труда, нехватка учебных пособий, книг также были препятствием на пути развития народного просвещения.
- Раздел I. Социально-экономическое и политическое развитие казахстана в XVIII в. Внутреннее и внешнее положение казахского ханства в первой четверти хуш в.
- Документы о внутреннем положении Казахского ханства в начале хуш в.
- § 1. Борьба казахского народа против джунгарского нашествия
- 0 Вопросы и задания
- Документы и материалы
- § 2. Присоединение младшего жуза к россии
- Дж. Кэстль. “На приеме у хана Абулхаира”
- 8 Сентября 1730 г.
- 8 Сентября 1730 г.
- Из жалованной грамоты Анны Иоанновны хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза:
- § 3. Казахстан в середине хуш в.
- 0 Вопросы и задания
- Из рапорта генерал-поручика в коммерц-коллегии кавалера и.И.Шпрингера
- 4 Декабря 1756 г.
- § 4. Ханство абылая
- 0 Вопросы и задания
- Н.А.Рейнсдорфу
- § 5. Участие казахов в крестьянской войне 1773—1775 гг. Под предводительством е.И.Пугачева
- 0 Вопросы и задания
- 21 Июля 1785 г.
- 14 Августа 1786 г.
- § 7. Культура казахстана в XVIII в.
- Выдержки из “Жеты жаргы”
- 6 Августа 1785 г. Правящий в должности Уфимского и Симбирского генерал-губернатора генерал-поручик барон
- Раздел п. Социально-экономическое и политическое положение казахстана в первой половине XIX в.
- § 8. Ликвидация ханской власти в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О подготовке Устава 1822 г.
- Устав 1822 г. О правах казахов
- Сражение под Бородино (полки, сформированные на Иртыше, участвовали в кровопролитном сражении под Бородино в сентябре 1812 г.)
- § 10. Восстание 1837-1847 гг. Под предводительством хана кенесары касымулы
- 0 Вопросы и задания
- Его Сиятельству, господину генерал-губернатору от потомка хана Абылая Кенесары Касымулы
- § 11. Народное восстание 1836—1838 гг. В букеевской орде
- Грамота об избрании Жангира членом Ученого Совета Казанского университета
- 0 Вопросы и задания
- Прошение
- §12. Освободительная борьба казахских шаруа в 50-е гг. XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Из писем казахов о грабежах хивинских феодалов
- § 13. Ссыльные революционеры в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О жизни Достоевского в Семипалатинске
- § 14. Торгово-экономические связи казахстана с китаем
- Из рапорта генерал-губернатору Западной Сибири п.М.Капцевичу
- Раздел III. Казахстан — колония российской империи (вторая половина XIX в.)
- § 15. Присоединение старшего жуза к россии
- 0 Вопросы и задания
- § 17. Завершение колониального захвата казахстана россией и его последствия
- Отрывок из записок начальника отдела инструкции Семиреченского областного управления (1871 г.)
- Раздел IV. Культура казахстана в первой половине XIX в.
- § 18. Развитие просвещения
- 0 Вопросы и задания
- Комиссии
- 14 Июня 1844 г.
- § 19. Казахская литература и культура первой половины XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Раздел V. Социально-экономическое и политическое положение казахского общества во второй половине XIX в.
- § 20. Реформы 1867—1868 гг. В казахстане
- 0 Вопросы и задания
- § 21. Освободительная борьба казахского народа против колониального угнетения в 60-70-х гг. XIX в.
- Из письма военного губернатора Уральской области н.А.Веревкина Оренбургскому генерал-губернатору н.А.Крыжановскому
- § 22. Экономическое развитие казахстана
- 0 Вопросы и задания
- Обман казахов купцами
- § 23. Казахско-китайские торговые связи
- 0 Вопросы и задания
- Барон а.В.Каульбарс о торговле в г. Кульдже
- § 24. Социально-политическое развитие казахстана в конце XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- 25 Марта 1891 г.
- Дополнения к царскому Указу об административном управлении в Казахстане
- § 25. Переселение уйгуров и дунган в семиречье
- 0 Вопросы и задания
- Степному генерал-губернатору от губернатора Семиреченской области
- 4 Июля 1883 г.
- Раздел VI. Культура казахстана во второй половине XIX в.
- § 26. Русская демократическая культура и великий казахский ученый шокан уалиханов
- 0 Вопросы и задания
- Записка о судебной реформе
- § 27. Народное образование и литература
- 0 Вопросы и задания
- Попечителю Западно-Сибирского учебного округа от помощника учителя Семипалатинского пятиклассного городского училища коллежского асессора л.Степановича. Докладная записка
- § 28. Положение мусульманского просвещения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- Его превосходительству, господину главному инспектору училищ Туркестанского края
- § 29. Ыбырай алтынсарыулы. Абай кунанбайулы
- 0 Вопросы и задания
- 23 Сентября 1903 г.
- § 30. Искусство и музыкальная культура казахского народа
- 0 Вопросы и задания
- § 31. Деятели российского освободительного движения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- It коканд
- 1Ги некая
- ФОкружение ханской ставки повстанцами Крепости и укрепленные пункты
- § 32. Социально-экономическое развитие казахстана в начале XX в.
- 13 Вопросы и задания
- Член Государственной Думы Шаймерден Косшыгулов
- 0 Вопросы и задания
- Из обращения казахов к императору
- § 34. Казахстан в годы политической реакции и первой мировой войны
- 0 Вопросы и задания
- Тургайский уездный начальник — господину Тургайскому губернатору. (По поводу нежелательности дальнейшего издания и обращения среди населения Тургайской степи книжки “Оян, казак”)
- 28 Октября 1911 г.
- § 35. Культура казахстана в начале XX в.
- Шакарим Кудайбердыулы
- 0 Вопросы и задания
- 1710 - Состоялся курултай трех жузов об объединении усилий казахского народа в борьбе против джунгарского нашествия.