§ 18. Развитие просвещения
Особенности развития просвещения. Присоединение казахских земель к Российской империи не только поло- жителыю сказалось на социально-экономическом развитии края, но и вызвало расширение сферы образования и просвещения, придало новый оттенок местным народным обычаям и культуре.
В начале XIX в. в мектепах (школах) Казахстана преподавали шакирдамI“Шаригат ул-иман” (“Правила мусульманской религии”), “Аптиек” (“Одна седьмая часть Корана”), давали другие религиозные знания.
К середине века в системе мусульманского образования произошли изменения. В крупных медресе для преподавания на арабском языке стали привлекать людей с глубокими специальными знаниями.
Состоятельные родители направляли детей в медресе Бухары, Самарканда, Хивы и Ташкента для продолжения образования. Там шло обучение на арабском языке, изучалась средневековая арабская философия. Кроме того, обучали истории, географии, математике, другим наукам и языкам, в том числе русскому.
В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открывались школы с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков).
Особенно следует отметить открытую в 1789 г. Азиатскую школу. В ней готовили переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных специалистов.
Открытые в Омске (1813 г.) и в Оренбурге (1825 г.) военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации. В 1837 г. они были преобразованы в Сибирский кадетский корпус, а в 1844 г. — в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Хан Внутренней орды Жангир организовал школу с обучением на русском и татарском языках. В этой школе, открытой в Ханской ставке в 1841 г., муллы преподавали на татарском языке, а русские учителя — на русском. Школа при поддержке оренбургского губернатора ставила цель не только дать знания казахской молодежи, но и подготовить преданных колониальной администрации служащих для хана и Оренбургской губернской канцелярии.
Правительственные документы 1822—1824 гг., наряду с экономическими проблемами, рассматривали и пути развития образования. В 1831 г. в поселениях Омской области было решено открыть училища с русским языком обучения. В сентябре того же года было организовано одно из первых училищ в Семипалатинске, а в 1836 г. в Усть-Каменогорске — интернат для казахов. В 1850 г. при Оренбургской пограничной комиссии открылись школы, в которых для казахов велось преподавание на русском языке. Нехватка учителей, средств, специальных помещений для занятий не давали возможности открывать новые школы. Однако возникновение подобных учебных заведений было новым явлением, обогатившим культурный процесс и положительно влиявшим на упрочение казахско-русских связей.
В деле государственного образования учитывались в основном интересы империи. Это приводило к игнорированию потребностей населения в светском образовании на родном языке.
Начало изучения Казахстана российскими учеными. В первой половине XIX в. среди замечательных представителей русской культуры, уделявших внимание жизни и истории казахского народа, почетное место занимает В.И.Даль. Будучи в 1833—1841 гг. чиновником по особым поручениям при оренбургском военном губернаторе, В.И.Даль был хорошо знаком с А.С.Пуш- киным, А.А.Дельвигом, И.А. Крыловым, Н.В.Гоголем, братьями Перовскими. За 8 лет пребывания в Оренбургском крае он собрал образцы устного творчества тюркоязычных народов. В 1839—1840 гг. В.И.Даль участвовал в хивинском походе русских войск, о чем он писал в своих письмах. В 1836—1838 гг. он выразил сочувствие руководителям народной борьбы Исатаю Тайма- нулы и Махамбету Утемисулы. В.И.Даль написал ряд произведений, среди них — повесть “Бокей и Мауляна”, в которой описана жизнь казахов Оренбургского края.
Одно из направлений творчества великого русского поэта А.С.Пушкина было связано с Оренбургским краем, восстанием Пугачева, охватившим Яик. В 1833 г. для сбора материалов о пугачевском восстании А.С.Пуш- кин побывал в одном из центров тогдашнего Казахстана — Оренбурге. Он находился больше недели в Оренбургском крае, в г. Оренбурге провел 3 дня, знакомился с жизнью азиатских племен, казахов. В “Истории Пугачевского бунта” имеются его наблюдения и суждения, приведены сведения об участии в Крестьянской войне казахов, об общности целей восставших с интересами казахов.
В “Истории Пугачева” описываются племенные орды казахов, кочующих в междуречье Волги и Яика. В Уральске
А.С.Пушкин записал поэму “Козы Корпеш — Баян Сулу”. Пребывание великого поэта в Оренбургском и Уральском краях было важным периодом его творчества. “Капитанская дочка”, “Пугачевский бунт” усилили интерес общественности и передовых демократических кругов к жизни и истории казахов, башкир и других народов Востока.
В 30—40-х годах XIX в. начался новый этап в изучении Казахстана. Известное значение для науки имели экспедиции 1848—1849 гг. Г.С.Карелина на берег Каспийского моря и капитан-лейтенанта А.Бутакова к Аральскому морю. Они изучали берега Сырдарьи, уточняли глубину Аральского моря и впадающей в него Сырдарьи, составляли карты.
Путешественники Е.П.Ковалевский, Н.А.Северцов, П.И. Небольсин и другие занимались изучением быта и истории казахов, их материальной культуры, обозначением местностей на топографических картах, исследовали природные богатства края. В изучении Казахской Степи ведущую роль играли экспедиции, организованные Русским географическим обществом.
Видные русские ученые А.Левшин, Н.Красовский,
В.Витевский, Э.Мейер, И.Завалишин и другие историки- этнографы, исследуя жизнь казахского народа, опубликовали специальные труды. Огромное познавательное значение имело обобщающее 3-томное исследование А.Лев- шина “Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей”. Начался сбор и систематизация архивных и других данных о Казахстане и казахском народе.
- Раздел I. Социально-экономическое и политическое развитие казахстана в XVIII в. Внутреннее и внешнее положение казахского ханства в первой четверти хуш в.
- Документы о внутреннем положении Казахского ханства в начале хуш в.
- § 1. Борьба казахского народа против джунгарского нашествия
- 0 Вопросы и задания
- Документы и материалы
- § 2. Присоединение младшего жуза к россии
- Дж. Кэстль. “На приеме у хана Абулхаира”
- 8 Сентября 1730 г.
- 8 Сентября 1730 г.
- Из жалованной грамоты Анны Иоанновны хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза:
- § 3. Казахстан в середине хуш в.
- 0 Вопросы и задания
- Из рапорта генерал-поручика в коммерц-коллегии кавалера и.И.Шпрингера
- 4 Декабря 1756 г.
- § 4. Ханство абылая
- 0 Вопросы и задания
- Н.А.Рейнсдорфу
- § 5. Участие казахов в крестьянской войне 1773—1775 гг. Под предводительством е.И.Пугачева
- 0 Вопросы и задания
- 21 Июля 1785 г.
- 14 Августа 1786 г.
- § 7. Культура казахстана в XVIII в.
- Выдержки из “Жеты жаргы”
- 6 Августа 1785 г. Правящий в должности Уфимского и Симбирского генерал-губернатора генерал-поручик барон
- Раздел п. Социально-экономическое и политическое положение казахстана в первой половине XIX в.
- § 8. Ликвидация ханской власти в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О подготовке Устава 1822 г.
- Устав 1822 г. О правах казахов
- Сражение под Бородино (полки, сформированные на Иртыше, участвовали в кровопролитном сражении под Бородино в сентябре 1812 г.)
- § 10. Восстание 1837-1847 гг. Под предводительством хана кенесары касымулы
- 0 Вопросы и задания
- Его Сиятельству, господину генерал-губернатору от потомка хана Абылая Кенесары Касымулы
- § 11. Народное восстание 1836—1838 гг. В букеевской орде
- Грамота об избрании Жангира членом Ученого Совета Казанского университета
- 0 Вопросы и задания
- Прошение
- §12. Освободительная борьба казахских шаруа в 50-е гг. XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Из писем казахов о грабежах хивинских феодалов
- § 13. Ссыльные революционеры в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О жизни Достоевского в Семипалатинске
- § 14. Торгово-экономические связи казахстана с китаем
- Из рапорта генерал-губернатору Западной Сибири п.М.Капцевичу
- Раздел III. Казахстан — колония российской империи (вторая половина XIX в.)
- § 15. Присоединение старшего жуза к россии
- 0 Вопросы и задания
- § 17. Завершение колониального захвата казахстана россией и его последствия
- Отрывок из записок начальника отдела инструкции Семиреченского областного управления (1871 г.)
- Раздел IV. Культура казахстана в первой половине XIX в.
- § 18. Развитие просвещения
- 0 Вопросы и задания
- Комиссии
- 14 Июня 1844 г.
- § 19. Казахская литература и культура первой половины XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Раздел V. Социально-экономическое и политическое положение казахского общества во второй половине XIX в.
- § 20. Реформы 1867—1868 гг. В казахстане
- 0 Вопросы и задания
- § 21. Освободительная борьба казахского народа против колониального угнетения в 60-70-х гг. XIX в.
- Из письма военного губернатора Уральской области н.А.Веревкина Оренбургскому генерал-губернатору н.А.Крыжановскому
- § 22. Экономическое развитие казахстана
- 0 Вопросы и задания
- Обман казахов купцами
- § 23. Казахско-китайские торговые связи
- 0 Вопросы и задания
- Барон а.В.Каульбарс о торговле в г. Кульдже
- § 24. Социально-политическое развитие казахстана в конце XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- 25 Марта 1891 г.
- Дополнения к царскому Указу об административном управлении в Казахстане
- § 25. Переселение уйгуров и дунган в семиречье
- 0 Вопросы и задания
- Степному генерал-губернатору от губернатора Семиреченской области
- 4 Июля 1883 г.
- Раздел VI. Культура казахстана во второй половине XIX в.
- § 26. Русская демократическая культура и великий казахский ученый шокан уалиханов
- 0 Вопросы и задания
- Записка о судебной реформе
- § 27. Народное образование и литература
- 0 Вопросы и задания
- Попечителю Западно-Сибирского учебного округа от помощника учителя Семипалатинского пятиклассного городского училища коллежского асессора л.Степановича. Докладная записка
- § 28. Положение мусульманского просвещения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- Его превосходительству, господину главному инспектору училищ Туркестанского края
- § 29. Ыбырай алтынсарыулы. Абай кунанбайулы
- 0 Вопросы и задания
- 23 Сентября 1903 г.
- § 30. Искусство и музыкальная культура казахского народа
- 0 Вопросы и задания
- § 31. Деятели российского освободительного движения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- It коканд
- 1Ги некая
- ФОкружение ханской ставки повстанцами Крепости и укрепленные пункты
- § 32. Социально-экономическое развитие казахстана в начале XX в.
- 13 Вопросы и задания
- Член Государственной Думы Шаймерден Косшыгулов
- 0 Вопросы и задания
- Из обращения казахов к императору
- § 34. Казахстан в годы политической реакции и первой мировой войны
- 0 Вопросы и задания
- Тургайский уездный начальник — господину Тургайскому губернатору. (По поводу нежелательности дальнейшего издания и обращения среди населения Тургайской степи книжки “Оян, казак”)
- 28 Октября 1911 г.
- § 35. Культура казахстана в начале XX в.
- Шакарим Кудайбердыулы
- 0 Вопросы и задания
- 1710 - Состоялся курултай трех жузов об объединении усилий казахского народа в борьбе против джунгарского нашествия.