logo
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 18. Развитие просвещения

Особенности развития просвещения. Присоединение казахских земель к Российской империи не только поло- жителыю сказалось на социально-экономическом разви­тии края, но и вызвало расширение сферы образования и просвещения, придало новый оттенок местным народ­ным обычаям и культуре.

В начале XIX в. в мектепах (школах) Казахстана преподавали шакирдамI“Шаригат ул-иман” (“Правила мусульманской религии”), “Аптиек” (“Одна седьмая часть Корана”), давали другие религиозные знания.

К середине века в системе мусульманского образова­ния произошли изменения. В крупных медресе для преподавания на арабском языке стали привлекать людей с глубокими специальными знаниями.

Состоятельные родители направляли детей в медресе Бухары, Самарканда, Хивы и Ташкента для продолже­ния образования. Там шло обучение на арабском языке, изучалась средневековая арабская философия. Кроме того, обучали истории, географии, математике, другим наукам и языкам, в том числе русскому.

В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открывались школы с русским языком обу­чения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учеб­ных заведений по подготовке толмачей (переводчиков).

Особенно следует отметить открытую в 1789 г. Азиат­скую школу. В ней готовили переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных специалистов.

Открытые в Омске (1813 г.) и в Оренбурге (1825 г.) военные училища стали готовить чиновников для россий­ской правящей администрации. В 1837 г. они были пре­образованы в Сибирский кадетский корпус, а в 1844 г. — в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Хан Внутренней орды Жангир организовал школу с обучением на русском и татарском языках. В этой школе, открытой в Ханской ставке в 1841 г., муллы преподавали на татарском языке, а русские учителя — на русском. Школа при поддержке оренбургского губернатора ставила цель не только дать знания казахской молодежи, но и подготовить преданных колониальной администрации служащих для хана и Орен­бургской губернской канцелярии.

Правительственные документы 1822—1824 гг., наря­ду с экономическими проблемами, рассматривали и пути развития образования. В 1831 г. в поселениях Омской области было решено открыть училища с русским язы­ком обучения. В сентябре того же года было организо­вано одно из первых училищ в Семипалатинске, а в 1836 г. в Усть-Каменогорске — интернат для казахов. В 1850 г. при Оренбургской пограничной комиссии от­крылись школы, в которых для казахов велось препода­вание на русском языке. Нехватка учителей, средств, специальных помещений для занятий не давали возмож­ности открывать новые школы. Однако возникновение подобных учебных заведений было новым явлением, обо­гатившим культурный процесс и положительно влияв­шим на упрочение казахско-русских связей.

В деле государственного образования учитывались в основном интересы империи. Это приводило к игнориро­ванию потребностей населения в светском образовании на родном языке.

Начало изучения Казахстана российскими учеными. В первой половине XIX в. среди замечательных пред­ставителей русской культуры, уделявших внимание жизни и истории казахского народа, почетное место занимает В.И.Даль. Будучи в 1833—1841 гг. чиновни­ком по особым поручениям при оренбургском военном губернаторе, В.И.Даль был хорошо знаком с А.С.Пуш- киным, А.А.Дельвигом, И.А. Крыловым, Н.В.Гоголем, братьями Перовскими. За 8 лет пребывания в Оренбург­ском крае он собрал образцы устного творчества тюрко­язычных народов. В 1839—1840 гг. В.И.Даль участво­вал в хивинском походе русских войск, о чем он писал в своих письмах. В 1836—1838 гг. он выразил сочув­ствие руководителям народной борьбы Исатаю Тайма- нулы и Махамбету Утемисулы. В.И.Даль написал ряд произведений, среди них — повесть “Бокей и Мауляна”, в которой описана жизнь казахов Оренбургского края.

Одно из направлений творчества великого русского поэта А.С.Пушкина было связано с Оренбургским кра­ем, восстанием Пугачева, охватившим Яик. В 1833 г. для сбора материалов о пугачевском восстании А.С.Пуш- кин побывал в одном из центров тогдашнего Казахстана — Оренбурге. Он находился больше недели в Оренбургском крае, в г. Оренбурге провел 3 дня, знакомился с жизнью азиатских племен, казахов. В “Истории Пугачевского бунта” имеются его наблюдения и суждения, приведены сведения об участии в Крестьянской войне казахов, об общности целей восставших с интересами казахов.

В “Истории Пугачева” описываются племенные орды казахов, кочующих в междуречье Волги и Яика. В Уральске

А.С.Пушкин записал поэму “Козы Корпеш — Баян Сулу”. Пребывание великого поэта в Оренбургском и Уральском краях было важным периодом его творчества. “Капитан­ская дочка”, “Пугачевский бунт” усилили интерес обще­ственности и передовых демократических кругов к жизни и истории казахов, башкир и других народов Востока.

В 30—40-х годах XIX в. начался новый этап в изуче­нии Казахстана. Известное значение для науки имели экспедиции 1848—1849 гг. Г.С.Карелина на берег Кас­пийского моря и капитан-лейтенанта А.Бутакова к Араль­скому морю. Они изучали берега Сырдарьи, уточняли глубину Аральского моря и впадающей в него Сырдарьи, составляли карты.

Путешественники Е.П.Ковалевский, Н.А.Северцов, П.И. Небольсин и другие занимались изучением быта и истории казахов, их материальной культуры, обозначе­нием местностей на топографических картах, исследова­ли природные богатства края. В изучении Казахской Степи ведущую роль играли экспедиции, организован­ные Русским географическим обществом.

Видные русские ученые А.Левшин, Н.Красовский,

В.Витевский, Э.Мейер, И.Завалишин и другие историки- этнографы, исследуя жизнь казахского народа, опубли­ковали специальные труды. Огромное познавательное значение имело обобщающее 3-томное исследование А.Лев- шина “Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей”. Начался сбор и систематизация архивных и других данных о Казахстане и казахском народе.