§ 29. Ыбырай алтынсарыулы. Абай кунанбайулы
Ыбырай Алтынсарыулы (ИбрайАлтынсарин) (1841— 1889 гг.) — выдающийся педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф, общественный деятель — родился 20 октября (2 ноября по новому стилю). С 1844 г., после смерти отца, малолетний Ыбырай воспитывается у деда Балгожи.
Ыбырай с малых лет проявил стремление к знаниям, в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии. Показав в школе отличные результаты по русскому, арабскому, татарскому и персидскому языкам и ряду других предметов, будущий просветитель продолжает заниматься. Он знакомится с представителями разночинной интеллигенции, находившимися в оренбургской ссылке. Ыбырай был близок
к известному востоковеду В.В.Гри-
горьеву, часто посещал его дом и Ыбырай Алтын-
пользовался его библиотекой. сарыулы
После отличного окончания школы в 1857 г. Ы. Ал- тынсарыулы работал писарем у своего деда бия Балго- жи, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. Ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 г. он назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды Ы. Ал- тынсарыулы.
Административно-политические реформы 1867—1868 гг. по управлению краем Ы. Алтынсарыулы встречает с надеждой, потому что считает их полезными для казахского народа. В то же время, хорошо зная о двойном гнете казахского народа, он глубоко задумывается над путями улучшения его жизни. В частности, на страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.
Приход Ыбырая на историческую сцену, оставленная им в сознании последующих поколений благодарная память о себе связана прежде всего с его просветительской деятельностью. Официально находясь на службе в сфере народного образования, просветитель не жалел усилий для передачи своих знаний, использовал имеющиеся у него возможности для привлечения молодежи к учебе.
В 1879 г. Ыбырай Алтынсарыулы был назначен инспектором школ Тургайской области. Конечно, организация работы учебных заведений в Илецком, Кустанайском (Николаевском), Ыргызском и Тургайском уездах, а также в ряде районов Оренбургского края была делом нелегким. К тому же по службе он был целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его деятельность на просветительской ниве. Все его инициативы касательно просвещения и грамотности могли быть претворены в жизнь только с одобрения губернатора.
Используя свои права и полномочия, действуя сообразно со сформировавшимися в Тургайской области политическими и экономическими условиями, Ы. Алтынсарыулы постоянно призывал молодежь к гражданским знаниям. Одно из направлений яркой деятельности Ыбырая — организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Просветитель уделял большое внимание постановке работы разнопрофильных школ, и в своем заве- 198 щании оставил принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Тургая.
Ы. Алтынсарыулы является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз (Иргиз) школы- интерната для казахских девочек.
Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени. Деятельность просветителя по организации аульных и волостных школ, выбор им учителей для преподавания породили недовольство чиновников. Были даже намерения привлечь его к ответственности.
Из-за слабого развития педагогического дела в казахском ауле, недостатка специальных учебных заведений Алтынсарыулы широко использовал опыт русской демократической учебной системы. Он внедрял педагогическое наследие Ушинского, Тихомирова, Бунакова, Фар- маковского, великого писателя Льва Толстого.
Для русско-казахских школ Ыбырай Алтынсарыулы написал два учебных пособия — “Киргизская хрестоматия” и “Основное руководство по обучению киргизов русскому языку”. Эти книги предназначались для казахских детей, обучающихся на русском языке. В частности, “Киргизская хрестоматия” способствовала вытеснению многовековой, привычной для населения арабской графики. Царские чиновники были заинтересованы в использовании этого учебного пособия и в других аульных школах степных областей. Конечно, Ыбырай не мог противостоять влиянию вдохновителя миссионерского движения в Поволжье, Сибири, Средней Азии и Казахстане Н.И.Иль- минского, с которым общался.
Ыбырай Алтынсарыулы был не только педагогом- новатором и просветителем: последующим поколениям он оставил также свое наследие ученого-этнографа. Особенно большое внимание Ыбырай уделял обычаям казахского народа. В то же время он осуждал различные суеверия и многие другие негативные явления патриархально-родового быта. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученый-педагог вносил свои предложения по улучшению жизни народа.
Ы. Алтынсарыулы известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа. Интересны и познавательны оставленные им очерки и заметки исторического характера. В своих произведениях он уделял большое внимание воспитательному воздействию. В известном рассказе “Кыпшак Сейткул” с одобрением отзывался об изменениях в жизни казахов, занявшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ыбырай Алтынсарыулы в произведениях “Талаптыц пайда- сы” (“Польза от учения”), “Байльщ неде?” (“В чем заключается богатство?”) отразил свою мечту о лучшей доле казахского народа.
Абай Кунанбайулы (Абай Кунанбаев) (1845— 1904 гг.) — великий поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, мыслитель и композитор.
Абай (настоящее имя — Ибрагим) Кунанбайулы родился в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая Кунанбай был правителем рода тобыкты. Мать Улжан нежно любила сына и дала ему ласковое имя Абай, которое, вытеснив настоящее имя великого поэта, позже стало известно всему миру.
Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдает Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, где мальчик изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает русскую школу. Уже в медресе обнаружились его поэтические дарования. Мальчик подражал восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Замечая многое в родовых распрях, с чем он не мог смириться, Абай постепенно отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, не оправдывая тем самым надежды отца. Вокруг поэта группируются не Абай Кунанбайулы крупные родоправители и степные
аристократы, а талантливые жи- гиты, почитающие искусство слова. На мировоззрение поэта большое влияние оказали представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился еще в Семипалатинске. В формировании его поэтического творчества -в демократическом направлении заметно влияние политических ссыльных, представителей русского освободительного движения Е.П.Ми- хаэлиса, А.В.Леонтьева, С.С.Гросса и Н.И.Долгополова. Хорошо пони- Сын Абая — Магауия мая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу дружбы казахского и русского народов, Абай призывал изучать язык и культуру великого русского народа.
Он глубоко почитал выдающихся представителей русской культуры — А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей.
Дети Абая, по примеру отца, получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище.
Помимо ярчайшей поэзии, которую Абай создал в казахской литературе, он был и композитором: широко известны его песни, положенные на переведенные им из “Евгения Онегина” отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай и Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.
Царская администрация не одобряла взглядов великого казахского поэта, вставшего на защиту народных интересов. Давление губернатора, установившего полицейский надзор за ним, является тому подтверждением.
Стихи и песни Абая были широко распространены в народе, по всей Казахской Степи. Патриархально-родо- вые группы и завистники предпринимали попытки поссо-
рить Абая с родственниками и близкими, помешать распространению его творчества. В своей среде Абай не нашел духовно близких и столь же крупных, как он сам, ярких фигур. Преждевременная смерть его талантливых сыновей — Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в
г. — надорвали сердце поэта. Он умер в том же
г.
Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательном памятнике его художественно- философской прозы — “Гаклие”.
Пропагандист русской литературы, переводил произведения И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина. Гений казахского народа оставил немеркнущее художественное наследие, любимое народом.
- Раздел I. Социально-экономическое и политическое развитие казахстана в XVIII в. Внутреннее и внешнее положение казахского ханства в первой четверти хуш в.
- Документы о внутреннем положении Казахского ханства в начале хуш в.
- § 1. Борьба казахского народа против джунгарского нашествия
- 0 Вопросы и задания
- Документы и материалы
- § 2. Присоединение младшего жуза к россии
- Дж. Кэстль. “На приеме у хана Абулхаира”
- 8 Сентября 1730 г.
- 8 Сентября 1730 г.
- Из жалованной грамоты Анны Иоанновны хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза:
- § 3. Казахстан в середине хуш в.
- 0 Вопросы и задания
- Из рапорта генерал-поручика в коммерц-коллегии кавалера и.И.Шпрингера
- 4 Декабря 1756 г.
- § 4. Ханство абылая
- 0 Вопросы и задания
- Н.А.Рейнсдорфу
- § 5. Участие казахов в крестьянской войне 1773—1775 гг. Под предводительством е.И.Пугачева
- 0 Вопросы и задания
- 21 Июля 1785 г.
- 14 Августа 1786 г.
- § 7. Культура казахстана в XVIII в.
- Выдержки из “Жеты жаргы”
- 6 Августа 1785 г. Правящий в должности Уфимского и Симбирского генерал-губернатора генерал-поручик барон
- Раздел п. Социально-экономическое и политическое положение казахстана в первой половине XIX в.
- § 8. Ликвидация ханской власти в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О подготовке Устава 1822 г.
- Устав 1822 г. О правах казахов
- Сражение под Бородино (полки, сформированные на Иртыше, участвовали в кровопролитном сражении под Бородино в сентябре 1812 г.)
- § 10. Восстание 1837-1847 гг. Под предводительством хана кенесары касымулы
- 0 Вопросы и задания
- Его Сиятельству, господину генерал-губернатору от потомка хана Абылая Кенесары Касымулы
- § 11. Народное восстание 1836—1838 гг. В букеевской орде
- Грамота об избрании Жангира членом Ученого Совета Казанского университета
- 0 Вопросы и задания
- Прошение
- §12. Освободительная борьба казахских шаруа в 50-е гг. XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Из писем казахов о грабежах хивинских феодалов
- § 13. Ссыльные революционеры в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О жизни Достоевского в Семипалатинске
- § 14. Торгово-экономические связи казахстана с китаем
- Из рапорта генерал-губернатору Западной Сибири п.М.Капцевичу
- Раздел III. Казахстан — колония российской империи (вторая половина XIX в.)
- § 15. Присоединение старшего жуза к россии
- 0 Вопросы и задания
- § 17. Завершение колониального захвата казахстана россией и его последствия
- Отрывок из записок начальника отдела инструкции Семиреченского областного управления (1871 г.)
- Раздел IV. Культура казахстана в первой половине XIX в.
- § 18. Развитие просвещения
- 0 Вопросы и задания
- Комиссии
- 14 Июня 1844 г.
- § 19. Казахская литература и культура первой половины XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Раздел V. Социально-экономическое и политическое положение казахского общества во второй половине XIX в.
- § 20. Реформы 1867—1868 гг. В казахстане
- 0 Вопросы и задания
- § 21. Освободительная борьба казахского народа против колониального угнетения в 60-70-х гг. XIX в.
- Из письма военного губернатора Уральской области н.А.Веревкина Оренбургскому генерал-губернатору н.А.Крыжановскому
- § 22. Экономическое развитие казахстана
- 0 Вопросы и задания
- Обман казахов купцами
- § 23. Казахско-китайские торговые связи
- 0 Вопросы и задания
- Барон а.В.Каульбарс о торговле в г. Кульдже
- § 24. Социально-политическое развитие казахстана в конце XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- 25 Марта 1891 г.
- Дополнения к царскому Указу об административном управлении в Казахстане
- § 25. Переселение уйгуров и дунган в семиречье
- 0 Вопросы и задания
- Степному генерал-губернатору от губернатора Семиреченской области
- 4 Июля 1883 г.
- Раздел VI. Культура казахстана во второй половине XIX в.
- § 26. Русская демократическая культура и великий казахский ученый шокан уалиханов
- 0 Вопросы и задания
- Записка о судебной реформе
- § 27. Народное образование и литература
- 0 Вопросы и задания
- Попечителю Западно-Сибирского учебного округа от помощника учителя Семипалатинского пятиклассного городского училища коллежского асессора л.Степановича. Докладная записка
- § 28. Положение мусульманского просвещения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- Его превосходительству, господину главному инспектору училищ Туркестанского края
- § 29. Ыбырай алтынсарыулы. Абай кунанбайулы
- 0 Вопросы и задания
- 23 Сентября 1903 г.
- § 30. Искусство и музыкальная культура казахского народа
- 0 Вопросы и задания
- § 31. Деятели российского освободительного движения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- It коканд
- 1Ги некая
- ФОкружение ханской ставки повстанцами Крепости и укрепленные пункты
- § 32. Социально-экономическое развитие казахстана в начале XX в.
- 13 Вопросы и задания
- Член Государственной Думы Шаймерден Косшыгулов
- 0 Вопросы и задания
- Из обращения казахов к императору
- § 34. Казахстан в годы политической реакции и первой мировой войны
- 0 Вопросы и задания
- Тургайский уездный начальник — господину Тургайскому губернатору. (По поводу нежелательности дальнейшего издания и обращения среди населения Тургайской степи книжки “Оян, казак”)
- 28 Октября 1911 г.
- § 35. Культура казахстана в начале XX в.
- Шакарим Кудайбердыулы
- 0 Вопросы и задания
- 1710 - Состоялся курултай трех жузов об объединении усилий казахского народа в борьбе против джунгарского нашествия.