logo
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 35. Культура казахстана в начале XX в.

Основные аспекты развития. Культура Казахстана на­чала XX в. явилась продолжением того громадного на­следия, которое в условиях империализма вобрало в себя новые качества и направления. Своеобразие социально- экономических отношений, сложившихся в обширном крае в последней четверти XIX — начале XX в., наложили свой отпечаток и на специфику культурного развития. При этом духовное наследие предков, особенно устная поэзия, музыкальное искусство и другие формы нацио­нальной культуры, воспринимая лучшие образцы куль­тур соседних народов и стран, по-прежнему обогащало мировоззренческие устои коренного населения.

В то же время следует отметить безусловное влияние на развитие культуры политических событий и обще­ственного движения в различных районах Казахстана.

Организация издательского дела, налаживание про­цесса издания новых, преимущественно национальных периодических изданий, благотворная деятельность пер­вых казахских журналистов, формирование и совершен­ствование их профессионального мастерства сыграли важ­ную роль в политическом пробуждении казахского аула. Факторы, характеризующие культурную ситуацию это­го периода, события революции 1905—1907 гг. в России придали этим процессам дополнительную силу.

В начале XX в. книгоиздание получило заметное развитие в таких культурных центрах, как Семипала­тинск, Уральск, Омск, Оренбург, и некоторых других областных городах. Семипалатинский и Оренбургский подотделы, Туркестанский и Западно-Сибирские отделы Русского географического общества оказывали непосред­ственное содействие делу организации издательских цен­тров в Казахстане. Начали издаваться книги на казах­ском языке (арабским шрифтом). Разножанровые казах­ские книги начали выпускаться в Петербурге, Ташкенте и особенно в Казани. Книги, выпускаемые в издатель­ствах крупных центров России, широко распространя­лись в обширном Казахстане, проходя, правда, прави­тельственную цензуру на политическую лояльность к существующему строю.

Сабит Донентаев

Первые книги выдающихся представителей националь­но-демократической культуры, таких, как Ш.Кудайбер- дыулы, М.Дулатов, С.Донентаев, А.Байтурсынов и дру­гих, впервые были изданы в нача­ле XX в. Вышедшие в 1909 г. избранные произведения великого мыслителя, поэта Абая Кунанбай­улы познакомили общественность России с прекрасными творениями основоположника письменной ка­захской литературы. Это издание включало только две трети стихов Абая. Небольшое предисловие пле­мянника поэта Какитая Исхакулы содержало краткие биографические сведения и самые общие данные о творчестве и взглядах Абая.

Творчество Султанмахмута То-

райгырова, Сабита Донентаева, Турмаганбета Изтлеуова, Машхур-Жусупа Копеева и других талантливых пред­ставителей казахской литературы, развивавшейся в де­мократическом направлении, было широко известно в кругах передовой российской общественности.

Произведения Султанмахмута Торайгырова глубоко от­ражали те перемены, которые утверждались в обществен­но-политической жизни казахского аула. Его стихи и по­эмы, такие, как “Швюрт ойы” (“Думы ученика”), “Bipадамга” (“Другу”), “Адаскан©Mip” (“Заблудившиеся”) соз­давали правдивую картину жизни казахов.

Широко распространенные среди кочевников произве­дения Беимбета Майлина “Шуганыц белгнд” (“Знак Шуги”), “Кальщ мал” (“Калым”) Спандияра Кубеева, “Камар сулу” (“Красавица Камар”) Султанмахмута То­райгырова глубоко затронули жизненные проблемы этой эпохи, показывая тяжелую судьбу народа и до сих пор являются наиболее значительными творениями казах­ской литературы.

В развитии казахского языка и литературы особое место занимает творческие наследие Ахмета Байтурсы- нова (1873—1937 гг.). Первый сборник его произведений под названием “Маса” (“Комар”) вышел в 1911 г. в Оренбурге. А.Байтурсынов до сентября 1917 г. был редак­тором еженедельной газеты “Казак”, издававшейся с 1913 г., на страницах которой часто публиковались про­изведения, отражавшие насущные задачи и нужды каза­хов в условиях колониальной зависимости. С июля 1917 г. газета “Казак” стала официальным печатным органом организации “Алаш”. Заметим, что до недавнего времени газета “Казак” характеризовалась одно­боко — как буржуазно-националистическое издание.

Крупным представителем казахской литературы на­чала XX в. являлся Шакарим Кудайбердыулы (1858— 1931 гг.). Ш.Кудайбердыулы был наиболее талантливым учеником великого Абая, оставившим потомкам значи­тельное литературное наследие. Владевший арабским, пер­сидским, турецким и русским языками, он прекрасно знал историю своего народа. Его имя было известно читателям Средней Азии и Восточного Туркестана.

Общественно-политические взгляды Ш.Кудайберды­улы получили широкое отражение в его произведениях, 240

изданных в начале XX в.: “Родо­словная тюрков, киргизов, казахов и ханов”, “Условия мусульман­ства”, поэмы “Калкаман—Мамыр”,