logo
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 26. Русская демократическая культура и великий казахский ученый шокан уалиханов

Вторая половина XIX в. — период подъема русской демократической культуры. Он совпал по времени с подъемом казахской культуры, что обусловило их взаи­модействие.

Потребности освоения богатств Казахстана и углубле­ние казахско-русских отношений повлияли на ход изуче­ния края. Среди крупных исследователей края следует выделить имя известного всему миру ученого JI. П. Семе­нова-Т ян-Шанского(1827—1914 гг.). Он совершил путе­шествия на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию. Под его руководством подготовлена географическая серия “Россия. Полное географическое описание”. Два объемис­тых тома этой серии — “Киргизский край” и “Туркес­танский край” — дают описание природной среды и занятий населения.

Выдающийся востоковед, академик В.В.Радлов(1837— 1918 гг.) на протяжении многих лет изучал язык, обы­чаи, историю, фольклор и хозяйство казахов. Владея казахским языком, ученый кропотливо собирал произве­дения казахской народной литературы. Он опубликовал беспримерную в науке серию текстов “Образцы народ­ной литературы тюркских племен”. Часть этого огром­ного труда включает казахские тексты-сказки, эпичес­кую поэтику, лирику и другие жанры. К лучшим рабо­там в науке востоковедения относится и его описание хозяйства и быта казахов. Ученый путешествовал по восточным, северо-восточным и юго-восточным районам180

Казахстана, изучая Алтай, долину Иртыша, Семиречье и оставил великолепные историко-географические описа­ния этих территорий.

Историко-географическим и этнографическим изуче­нием Казахстана во второй половине XIX в. занимались крупные ученые-исследователи, политические ссыльные, офицеры Генерального штаба, чиновники российской администрации.

Крупный ученый В. В. Вельяминов-Зерновв книгах “Ис­следование о Касимовских царях и царевичах...”, “Исто­рические сведения о киргиз-кайсаках...” описал историю Казахского ханства в XV—XVI вв. и осветил проблемы Младшего жуза в середине XVIII в. Историю казахско- русских отношений в XVIII в. активно исследовалА.Доб- росмыслов, его основной труд по истории Казахстана — “Тургайская область. Исторический очерк”. Большим вкладом в этнографическую науку стали трудыН.Н. Аристова“Заметки об этническом составе тюркских племен”, “Опыт выяснения этнического состава киргиз- казахов Большой орды и каракиргизов”. Мировой судья П.Е.Маковецкий так же, как исследователь А.И.Добро- смыслов и администратор Н.И.Гродеков, опубликовал материалы по обычному праву казахов.

В книге М.Красовского“Область Сибирских киргизов”, наряду с материалами по статистике, географии края, уделено внимание вопросам происхождения казахского народа.Л. Мейерв книге “Киргизская степь Оренбургс­кого ведомства” представил важные для науки статис­тические и историко-этнографические сведения.

Наряду с ними И. Крафт, В.Витевский, Н.Макшеев, Л. Костенко, Т. Терентьев, А.И.Левшини другие авторы посвятили свои труды изучению важных вопросов исто­рии казахского народа. Заслуга многих русских исследо­вателей — в публикации архивных данных, текстов до­кументов, активном изучении русско-казахских связей. Целый ряд ученых, исследуя историю, опыт, материаль­ную и духовную культуру народа, внесли вклад в развитие казахско-русской дружбы.

Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко,в 1847— 1857 гг. отбывая ссылку на полуострове Мангышлак, в своем творчестве отразил тему казахской жизни. Его рисунки “Казахская семья”, “Казах на лошади”, “Байгу-

ши” и другие являются реалистическими произведения­ми, повествующими о быте казахов. В стихотворении “Мои думы” поэт сравнивает жизнь казаха и украинца.

В развитие общественной мысли и культуры Казах­стана значительный вклад внесли первые научные обще­ства и учреждения.

Для изучения края и развития просвещения опреде­ленное значение имело изучение татарского языка в гимназиях Тобольска, Томска, Оренбурга, Саратова, Ас­трахани и других городов. Отделы востоковедения Ка­занского и Петербургского университетов включились в изучение Средней Азии и Казахстана.

Большую роль в изучении истории Казахстана сыг­рали подотделы, отделы и отделения Русского географи­ческого общества в Оренбурге, Семипалатинске, Омске и других городах. Областные статистические комитеты, со­зданные во второй половине XIX в., собрали обширный материал по статистике, истории, этнографии, матери­альной культуре казахского края. Он был опубликован в “Обзорах” областей.

Общественные библиотеки также послужили делу про­свещения народа. Политические ссыльные Е.П.Михаэлис,

А. В. Леонтьев, Н. И. Долго полов, С. С. Гросс, А. М. Богомолец и другие часто бывали среди казахов. Объезжая аулы, они знакомились с жизнью в Степи и знакомили каза­хов с положением в России. Дружеские отношения рус­ских политических ссыльных, особенно Е.П.Михаэлиса, с Абаем — факт общеизвестный.

В середине XIX в. создал свои научные труды выда­ющийся казахский ученый Шокан Уалиханов (1835— 1865 гг.). Имя, данное ему при рождении, было Мухам- мед-Канапия, а Шокан (Чокан) — так ласково назвала его мать. Родился Шокан в 1835 г. в крепости Кусму- рун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Кусмуру- не, а затем в ауле его предков — Сырымбете. Это красивые места, широко известные в Степи. Духовные качества будущего ученого формировались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисо­вать. Уже в начальной частной аульной школе в Кус- муруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. С юных лет он научился четко формулировать свои мысли, хо-182

рошо и образно говорить и пи­сать. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, кото­рую он почитал и любил, как своих родителей.

Шокана с детства привлекала наука. Интерес к ней зародился благодаря представителям русской интеллигенции. Аул Шокана не­однократно посещали академик А. Шренк, декабристыС. Семенов,

  1. Штейнгелъ, Н. Басаргин, студен­ты Казанского университета Шокан Уалиханов С. Сотников, Н.Костылецкий и

Т. Сейфу ллин.

Осенью 1847 г. 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью русских друзей отца был определен в Сибирский кадетский корпус, считав­шийся лучшим учебным заведением Сибири. Здесь дава­ли широкие и глубокие знания. Большое внимание уде­лялось географии Казахстана, а также истории казах­ского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкийи

  1. П. Лободовский.Уже в кадетском корпусе Шокан знал хорошо крупного востоковедаН. И. Березина,труды ко­торого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник.

Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова пополнили духовный багаж Шокана. Он на память знал многие стихи своих люби­мых поэтов, с удовольствием читал произведения запад­ноевропейских писателей, много времени отводил изуче­нию трудов востоковедов. Находившийся в ссылке поэт

  1. Ф.Дуров,путешественник и ученый П.П.Семенов-Тян- Шанский, ученый, друг ШоканаГригорий Николаевич Потанинотмечали его образованность, широкую эруди­цию. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадет­ский корпус в офицерском звании корнета.

Обладая основательными научными знаниями и боль­шой эрудицией, владея рядом европейских и восточных языков, Шокан занимается научными исследованиями. Приняв участие в 1855 г. в поездке генерала Г.Х.Гасфорта,

он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью, проехав через Се­мипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийский Алатау.

Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические предания, литературные памят­ники. Участвуя в Иссыккульской экспедиции 1856 г., Шокан осуществляет съемку бассейна озера Иссык-Куль, исследует историю и культуру киргизского народа, пи­шет “Дневник поездки на Иссык-Куль” и “Записки о киргизах”. Во время экспедиции знакомится с П.П.Семе- новым-Тян-Шанским, который посоветовал Шокану со­вершить путешествие по всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами.

Путешествие в 1857 г. в земли киргизов принесло Шокану много открытий. Будучи разносторонним иссле­дователем, Шокан уделяет внимание и такому сочине­нию киргизской народной литературы, как эпос “Ма- нас”. Им записан большой отрывок этого огромного эпического творения.

В 1858—1859 гг. Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой в то время “белое пятно” в европейской науке, ознакомился с поли­тическим и экономическим устройством Восточного Тур­кестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрел ряд важных для науки коллек­ций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд “О состоянии Алтышара...” содержит анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Тур­кестана и был высоко оценен в научном мире.

В годы пребывания в Петербурге (1859—1861 гг.) Шокан Уалиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и на­ходится в тесной связи с учеными-востоковедами и рус­скими писателями. Шокан поддерживал отношения с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П. Васильевым, В. В. Ве­льяминовым-Зерновым, А. Н. Бекетовым,с ученым и дип­ломатомИ. И. Захаровым,критикомН.Н. Страховым,по­этамиА. Н. Майковым, Я. П. Полонскими другими ярки­ми представителями русской литературы.

Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский.Дружба с писателем, зародившаяся в Омске, продолжалась в Семипалатинске и Петербурге.

Весной 1861 г. известный ученый Ш. Уалиханов тя­жело заболел и вернулся на родину. Из-за разногласий с родственниками Шокан вернулся обратно в Омск, где активно включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 г. Ш. Уалиханов участвовал в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева в Аулие-Атинскую крепость. Разочаровавшись в справедливости действий генерала, в июне 1864 г. вместе с другими противника­ми позиции М.Г.Черняева Шокан вернулся в Верный. В 1865 г. в газете “Русский инвалид” публикуется послед­ний труд Шокана Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи.

В апреле 1865 г. Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья Ал­тын Емеля (ныне — Кербулакский район Алматинской области), где располагался аул султана Тезека — ага султана рода албан.

Научное наследие великого казахского ученого много­образно. Такие его работы, как “Аблай”, “Казахское родословие”, “О мусульманстве в Степи”, “Следы шаман­ства у казахов”, “О кочевках казахов” и другие, послу­жили основой для глубокого изучения истории и этно­графии казахского народа. Своим творчеством Ш.Уали- ханов внес огромный вклад в исследование жизни цело­го ряда народов Центральной Азии, заслужив мировое признание.