logo
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 32. Социально-экономическое развитие казахстана в начале XX в.

Экономическое положение. Предпосылки, причины и особенности классовых выступлений трудящихся, прока­тившихся по всей Российской империи, в том числе на “инородческих окраинах”, были подготовлены всем ходом социально-экономического развития. В начале XX в. в Казахстане, как и в других регионах обширной империи, в социально-экономическом развитии наметились серьез­ные изменения. Уровень экономического развития замет­но повлиял на общественно-политическую ситуацию.

Охват Сибирской железнодорожной линией ряда севе­ро-восточных районов Казахстана ускорил вовлечение и других областей в новую хозяйственную систему. Так, 178 из 3138 км Сибирской магистрали, построенной в 1893—1895 гг., находились на территории Казахстана; 194 км Рязанско-Уральской железной дороги также пролегали через Западный Казахстан. Эти важнейшие железнодорожные линии ускорили вовлечение обширно­го степного края в общероссийскую систему новых хо­зяйственных отношений, хотя многие районы Южного Казахстана по-прежнему сохраняли хозяйственную обо­собленность.

Учитывая это обстоятельство, а также в целях широ­кого использования сырьевых ресурсов колониальной окраины в интересах метрополии, царское правитель­ство приступило к строительству в регионе ряда новых железнодорожных линий, надеясь таким образом еще крепче связать Среднюю Азию и Казахстан с россий­скими промышленными центрами. Важным шагом в этом плане явилось создание транспортной магистрали

Оренбург — Ташкент протяженностью 1656 км. Желез­нодорожные линии Оренбург — Кубек, Ташкент — Ку- бек в январе 1906 г. были сданы в эксплуатацию. Отныне почти все важнейшие экономические районы Казахстана были соединены с быстрорастущими хозяй­ственными и промышленными центрами России.

Казахские шаруа, испокон веков населявшие районы, по которым теперь пролегали магистрали, выселялись в другие места, и их интересы совершенно не учитыва­лись. Денежная компенсация, выдававшаяся казахским семьям, не покрывала их расходы. Однако следует отме­тить и позитивные моменты: железнодорожное строи­тельство привлекало часть казахов-кочевников к новым производственным отношениям и способствовало форми­рованию и росту самого крупного отряда местного ра­бочего класса - железнодорожников. В 1902 г. в преде­лах современной границы Казахстана действовало 8887 различных предприятий, на которых трудилось 25 392 рабочих, в том числе 18 695 рабочих на 197-ми горно­добывающих предприятиях (в среднем, по 92 человека на каждом предприятии). На 690 предприятиях обраба­тывающих отраслей было занято 7297 рабочих (в сред­нем, 11 человек на каждое).

В канун революции 1905—1907 гг. в России в Казах­стане уже действовали довольно крупные предприятия, насчитывавшие по 300—400 рабочих. В их числе: кара­гандинские угольные шахты, предприятия цветной ме­таллургии Восточного Казахстана, в числе которых Спас­ские медеплавительные заводы. Росла численность рабо­чих: к 1902—1904 гг. в районе железной дороги Орен­бург — Ташкент она достигла 30 000 человек. Среди них было много казахов-сезонников, в летние месяцы нанимавшихся на работу, а зимою возвращавшихся в свои родные аулы. Местное население, практически со­ставившее большую часть рабочих, не имело професси­ональной квалификации и поэтому выполняло самые трудоемкие, наименее оплачиваемые работы.

Особенности аграрного развития. Одной из главных предпосылок революции в 1905—1907 гг. явилась коло­ниальная аграрная политика царизма. Переселение кре­стьян из центральных губерний России в Казахстан, принявшее в начале XX в. массовый характер, обостри-218

ло политическую ситуацию в Казахстане. С одной сто­роны, заметно ухудшилось и без того тяжелое положе­ние казахских аулов вследствие повсеместного изъятия земель; с другой — ухудшилось и положение самих переселенцев. Для обработки земельных наделов в но­вых районах не хватало сельскохозяйственного инвента­ря, продуктов питания, что вызывало явное недоволь­ство новых поселенцев, часть которых, не выдержав трудностей на новой земле, вынуждена была возвра­титься в свои родные края. Не хватало и земли, луч­шая часть которой уже была распределена между пере­селенцами, что заставляло местных жителей переходить в пустынные, малопригодные для скотоводства районы. Если с 1853 по 1905 г. у казахов было отобрано 4 млн десятин земли, то в 1906—1907 гг. эта цифра достигла уже 17 млн десятин.

С каждым годом среди переселенцев увеличивалось имущественное неравенство. Крестьянин, имевший в сво­ей собственности 1 десятину земли, относился к катего­рии батраков, до 4 десятин — беднейший, до 5—8 десятин — бедный, до 10 десятин — малообеспеченный середняк, до 15 десятин — зажиточный середняк, свыше 15 десятин — богатый. К тому же имущественная диф­ференциация среди переселенческого населения в раз­личных районах Казахстана складывалась по-разному. Если в Шымкентском уезде удельный вес батраков и бедных крестьян составлял 40 процентов, то в Семире­ченской области он был ниже — 28,3 процента, а кула­ки составляли 25 процентов. Таким образом, в начале

  1. в. имущественное социальное неравенство привело к созданию политических предпосылок для выражения про­теста против грабительской аграрной политики прави­тельства, что и подтвердили события 1905—1907 гг.