§ 19. Казахская литература и культура первой половины XIX в.
Литература. В казахской литературе первой половины XIX в. видное место занимает творчество биев, создавших яркие образцы ораторского и поэтического искусства. Речи, высказывания и толгау (раздумья) таких известных в степи биев, как Актайлак, Бапан, Есет, Жанкиси, получали распространение в народе. Несколько позже в литературу влились такие яркие таланты, как Дулат Баба- тайулы (1802—1871 гг.), Шериияз Жарылгасулы (1807—
гг.), Шоже Каржаубайулы (1808—1895 гг.), Арыстан- бай Тобылбайулы (1811—1880 гг.), Орынбай Кертагыулы (1813—1891 гг.), расцвет творчества которых приходится на середину и вторую половину века. В первой половине XIX в. по силе таланта на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Махамбета Утемисулы (1803—1846 гг.), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний.
Жизнь и поэзия Махамбета. Махамбет Утемисулы родился в 1803 г. в нынешнем Урдинском районе Уральской области. Отец будущего поэта был состоятельным, близким к ханскому окружению, влиятельным человеком во Внутренней орде. Пытаясь приблизить к себе начинающего поэта, хан Жангир отправляет 20-летнего Махамбета со своим сыном Зулкарнайном в Оренбург на учебу. Молодой поэт жил здесь в 1824—1829 гг. и был воспитателем ханского наследника. Однако вскоре в отношениях между Махамбетом и Жангиром наступает охлаждение. В 1829 г. за причастность к выступлениям шаруа Махамбета заключают в Калмыковскую крепость, где он некоторое время находится под следствием.
Позже он принял активнейшее участие в восстании Исатая Тайманулы, будучи одним из вождей повстанцев. Пламенными стихами Махамбет вдохновляет восставших и призывает к продолжению восстания. Организаторские способности Махамбета вместе с его поэтическим талантом служат делу восстания. Защищая интересы народа, Махамбет в то же время преследовал гуманные цели по отношению к русским. Так, он помог поручику Айтову освободить русских солдат, взятых в плен батыром Есетом. Во время повторной встречи с русским офицером Махамбет говорил ему, что не является врагом России, хочет дружбы с русским народом, мирной жизни в родном ауле среди родных и близких.
После поражения восстания и гибели Исатая на поле боя Махамбет призывает народ к продолжению борьбы. Исполнители воли царского правительства — приверженцы султана Баймагамбета — старались избавиться от него. 20 октября 1846 г. по их воле Махамбет был предательски убит. Поэтические произведения Махамбета тесно связаны с жизнью народа, борьбой против несправедливости и прежде всего с восстанием 1836— 1838 гг.
Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения. Махамбет горячо любил свой народ и родину, обличал политику угнетения как со стороны царизма, так и со стороны ханского окружения. В стихах, обращенных к султану Баймагамбету, он не скрывает своей неприязни к угнетателям, мечтает о наделении народа землей, устранении власти аристократов:
Таких, как вы, ханов И неправедных биев жадных,
Заставляя кричать, как верблюда,
И титулы их отбросив,
Хотел бы я извести...
Берега Едиля с чащобами - Расселил бы там мой народ,
И у народа — бесчисленный у каждого По побережью пасся бы скот.
Поэты 40—60-х годовI: Шернияз, Шоже, Суюнбай.
Шернияз Жарылгасулы (1807—1867 гг.) родился на территории нынешнего Уилского района Актюбинской области. С малых лет его влекло к ораторскому искусству и народной литературе. Поэтический талант Шернияза проявился рано. Он участвовал в восстании 1836—1838 гг. во Внутренней орде. И после подавления восстания он не порвал с Махамбетом. Шернияз Жарылгасулы совершенствовал искусство поэтической импровизации. В народе широко известно его обличительное обращение к султану Баймагамбету.
Шоже Каржаубайулы (1808—1895 гг.) родился на территории бывшего Кызылтуского района Кокшетауской области. Слепой от рождения, Шоже с юных лет сочинял стихи, играл на кобызе и пел песни, много путешествовал. В ряде своих произведений, следуя поэтической традиции, Шоже восхваляет некоторых влиятельных людей. В то же время он, невзирая на лица, срывал маски с властных правителей. В поэтических состязаниях — ай- тысах — Шоже не знал поражений. Он был также крупным поэтом-эпиком: им был записан лучший в художественном отношении вариант народного эпоса “Козы Корпеш — Баян Сулу”.
Суюнбай Аронулы (1822—1895 гг.) родился и вырос на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. С 15 лет он участвовал в многочисленных айтысах и вскоре стал самым популярным поэтом во всем Семиречье. Он воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы, осуждал неправедные поступки правителей. Поэтический язык его живой и образный. Суюнбай воспитал последователей своего творчества, продолживших традиции поэта.
Музыкальное искусство. Музыка занимала большое место в духовной культуре и социально-политической жизни казахского народа. Среди десятков музыкальных инструментов народа наиболее распространенными были домбра, кобыз, сыбызгы и сырнай.
Человек, решивший стать профессиональным музыкантом, осваивал искусство исполнения с наставником. После этого систематически и надолго выезжал в аулы, участвуя в состязаниях исполнителей. Так поддерживали форму и вокалисты, и инструменталисты. Часто автор и исполнитель выступали в одном лице. Таковы многие казахские анши (певцы) и кюйши (инструменталисты). Отдельные талантливые люди прекрасно исполняли музыкальные произведения различного рода: кюй (инструментальное сочинение традиционной формы), песню, по- этико-музыкальное творение (жыр, толгау, терме и другие формы). Тематические, жанровые казахские кюи, песни, танцы сопровождали казахов всю жизнь.
В музыкальной культуре этого периода оставили заметный след политические события и освободительная борьба народа. Немало музыкальных произведений 30— 40-х годов XIX в. посвящено борьбе с колониализмом и угнетением. Среди них — кюи Махамбета.
Материальная культура. Важной составной частью материальной культуры являются орудия труда, связанные со скотоводством, земледелием, домашними промыслами и ремеслами. Сотни видов разнообразных орудий труда и приспособлений изготовляли сами рядовые кочевники и земледельцы, а наиболее сложные изделия и художественные вещи делали народные мастера.
Мужчины изготавливали хозяйственные инструменты и вооружение, седла и убранство коня, обрабатывали дерево, кость, камень, кожу, металл, делали изделия из них. Женщины обрабатывали шерсть, валяли войлок, постилочные и настенные ковры, занимались ткачеством, шитьем и вышивкой. Женщины, как правило, объединялись и работали группами. В XIX в. один из наблюдателей писал: “Для домашнего обихода они не нуждаются ни в чем чужеземном, а все потребности жизни удовлетворяют продуктами скотоводства”.
У казахов получили развитие ремесла: ткачество, изготовление войлока, обработка дерева, кожи, металла, кости и ряд других.
Основным жилищем казахов оставалась войлочная юрта. На зимовках возводились жилища. Это были дома из дерна, сырцового кирпича и камня, а также полуземлянки и строения, по форме напоминающие юрту. В
лесных районах получили распространение деревянные 6-гранные постройки, а также деревянные крестьянские дома. Состоятельные люди, особенно ханы и султаны, в северных и западных районах Казахстана имели бревенчатые многокомнатные дома, для постройки которых нанимали русских мастеров. Под влиянием экономики России и быта русских поселенцев в убранстве жилого помещения происходят изменения.
Одежда и пища были традиционными. Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы (тон, ишик, жаргак и их разновидности). Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты. Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, а из шелка и сукна — шапан. Из верблюжьей шерсти скатывали также шек- пен — один из видов казахских плащей. Женская приталенная безрукавка называлась камзолом. На голову надевали борык — шапку, отороченную мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась камшат борык. Удобна была летняя такыя из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили тымак — лисий треух. Самый замечательный и богатый головной убор предназначался для невестки. Это саукеле — высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Некоторые саукеле в XIX в. украшались одновременно драгоценными камнями, кораллами, жемчугом, золотом и серебром. Через год после замужества женщины носили желек — упрощенное саукеле, а после рождения детей — кимешек. Распространенными были мужские шляпы — калпак и телпек. Красивыми и разнообразными были мужские и женские пояса (белдик, белбау). Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа. Наборные пояса, украшенные костяными и металлическими накладками, назывались кисе. Обувь также была разнообразной: саптама (мужские высокие кожаные сапоги), етик, маси, кебис и другие. Одежда украшалась вышивкой, узорами. Женщины носили многочисленные украшения.
- Раздел I. Социально-экономическое и политическое развитие казахстана в XVIII в. Внутреннее и внешнее положение казахского ханства в первой четверти хуш в.
- Документы о внутреннем положении Казахского ханства в начале хуш в.
- § 1. Борьба казахского народа против джунгарского нашествия
- 0 Вопросы и задания
- Документы и материалы
- § 2. Присоединение младшего жуза к россии
- Дж. Кэстль. “На приеме у хана Абулхаира”
- 8 Сентября 1730 г.
- 8 Сентября 1730 г.
- Из жалованной грамоты Анны Иоанновны хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза:
- § 3. Казахстан в середине хуш в.
- 0 Вопросы и задания
- Из рапорта генерал-поручика в коммерц-коллегии кавалера и.И.Шпрингера
- 4 Декабря 1756 г.
- § 4. Ханство абылая
- 0 Вопросы и задания
- Н.А.Рейнсдорфу
- § 5. Участие казахов в крестьянской войне 1773—1775 гг. Под предводительством е.И.Пугачева
- 0 Вопросы и задания
- 21 Июля 1785 г.
- 14 Августа 1786 г.
- § 7. Культура казахстана в XVIII в.
- Выдержки из “Жеты жаргы”
- 6 Августа 1785 г. Правящий в должности Уфимского и Симбирского генерал-губернатора генерал-поручик барон
- Раздел п. Социально-экономическое и политическое положение казахстана в первой половине XIX в.
- § 8. Ликвидация ханской власти в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О подготовке Устава 1822 г.
- Устав 1822 г. О правах казахов
- Сражение под Бородино (полки, сформированные на Иртыше, участвовали в кровопролитном сражении под Бородино в сентябре 1812 г.)
- § 10. Восстание 1837-1847 гг. Под предводительством хана кенесары касымулы
- 0 Вопросы и задания
- Его Сиятельству, господину генерал-губернатору от потомка хана Абылая Кенесары Касымулы
- § 11. Народное восстание 1836—1838 гг. В букеевской орде
- Грамота об избрании Жангира членом Ученого Совета Казанского университета
- 0 Вопросы и задания
- Прошение
- §12. Освободительная борьба казахских шаруа в 50-е гг. XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Из писем казахов о грабежах хивинских феодалов
- § 13. Ссыльные революционеры в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- О жизни Достоевского в Семипалатинске
- § 14. Торгово-экономические связи казахстана с китаем
- Из рапорта генерал-губернатору Западной Сибири п.М.Капцевичу
- Раздел III. Казахстан — колония российской империи (вторая половина XIX в.)
- § 15. Присоединение старшего жуза к россии
- 0 Вопросы и задания
- § 17. Завершение колониального захвата казахстана россией и его последствия
- Отрывок из записок начальника отдела инструкции Семиреченского областного управления (1871 г.)
- Раздел IV. Культура казахстана в первой половине XIX в.
- § 18. Развитие просвещения
- 0 Вопросы и задания
- Комиссии
- 14 Июня 1844 г.
- § 19. Казахская литература и культура первой половины XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- Раздел V. Социально-экономическое и политическое положение казахского общества во второй половине XIX в.
- § 20. Реформы 1867—1868 гг. В казахстане
- 0 Вопросы и задания
- § 21. Освободительная борьба казахского народа против колониального угнетения в 60-70-х гг. XIX в.
- Из письма военного губернатора Уральской области н.А.Веревкина Оренбургскому генерал-губернатору н.А.Крыжановскому
- § 22. Экономическое развитие казахстана
- 0 Вопросы и задания
- Обман казахов купцами
- § 23. Казахско-китайские торговые связи
- 0 Вопросы и задания
- Барон а.В.Каульбарс о торговле в г. Кульдже
- § 24. Социально-политическое развитие казахстана в конце XIX в.
- 0 Вопросы и задания
- 25 Марта 1891 г.
- Дополнения к царскому Указу об административном управлении в Казахстане
- § 25. Переселение уйгуров и дунган в семиречье
- 0 Вопросы и задания
- Степному генерал-губернатору от губернатора Семиреченской области
- 4 Июля 1883 г.
- Раздел VI. Культура казахстана во второй половине XIX в.
- § 26. Русская демократическая культура и великий казахский ученый шокан уалиханов
- 0 Вопросы и задания
- Записка о судебной реформе
- § 27. Народное образование и литература
- 0 Вопросы и задания
- Попечителю Западно-Сибирского учебного округа от помощника учителя Семипалатинского пятиклассного городского училища коллежского асессора л.Степановича. Докладная записка
- § 28. Положение мусульманского просвещения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- Его превосходительству, господину главному инспектору училищ Туркестанского края
- § 29. Ыбырай алтынсарыулы. Абай кунанбайулы
- 0 Вопросы и задания
- 23 Сентября 1903 г.
- § 30. Искусство и музыкальная культура казахского народа
- 0 Вопросы и задания
- § 31. Деятели российского освободительного движения в казахстане
- 0 Вопросы и задания
- It коканд
- 1Ги некая
- ФОкружение ханской ставки повстанцами Крепости и укрепленные пункты
- § 32. Социально-экономическое развитие казахстана в начале XX в.
- 13 Вопросы и задания
- Член Государственной Думы Шаймерден Косшыгулов
- 0 Вопросы и задания
- Из обращения казахов к императору
- § 34. Казахстан в годы политической реакции и первой мировой войны
- 0 Вопросы и задания
- Тургайский уездный начальник — господину Тургайскому губернатору. (По поводу нежелательности дальнейшего издания и обращения среди населения Тургайской степи книжки “Оян, казак”)
- 28 Октября 1911 г.
- § 35. Культура казахстана в начале XX в.
- Шакарим Кудайбердыулы
- 0 Вопросы и задания
- 1710 - Состоялся курултай трех жузов об объединении усилий казахского народа в борьбе против джунгарского нашествия.