logo
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 19. Казахская литература и культура первой половины XIX в.

Литература. В казахской литературе первой половины XIX в. видное место занимает творчество биев, создавших яркие образцы ораторского и поэтического искусства. Речи, высказывания и толгау (раздумья) таких известных в степи биев, как Актайлак, Бапан, Есет, Жанкиси, полу­чали распространение в народе. Несколько позже в лите­ратуру влились такие яркие таланты, как Дулат Баба- тайулы (1802—1871 гг.), Шериияз Жарылгасулы (1807—

  1. гг.), Шоже Каржаубайулы (1808—1895 гг.), Арыстан- бай Тобылбайулы (1811—1880 гг.), Орынбай Кертагыулы (1813—1891 гг.), расцвет творчества которых приходится на середину и вторую половину века. В первой половине XIX в. по силе таланта на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Махамбета Утемисулы (1803—1846 гг.), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний.

Жизнь и поэзия Махамбета. Махамбет Утемисулы родился в 1803 г. в нынешнем Урдинском районе Ураль­ской области. Отец будущего поэта был состоятельным, близким к ханскому окружению, влиятельным челове­ком во Внутренней орде. Пытаясь приблизить к себе начинающего поэта, хан Жангир отправляет 20-летнего Махамбета со своим сыном Зулкарнайном в Оренбург на учебу. Молодой поэт жил здесь в 1824—1829 гг. и был воспитателем ханского наследника. Однако вскоре в от­ношениях между Махамбетом и Жангиром наступает охлаждение. В 1829 г. за причастность к выступлениям шаруа Махамбета заключают в Калмыковскую крепость, где он некоторое время находится под следствием.

Позже он принял активнейшее участие в восстании Исатая Тайманулы, будучи одним из вождей повстан­цев. Пламенными стихами Махамбет вдохновляет вос­ставших и призывает к продолжению восстания. Орга­низаторские способности Махамбета вместе с его поэти­ческим талантом служат делу восстания. Защищая ин­тересы народа, Махамбет в то же время преследовал гуманные цели по отношению к русским. Так, он помог поручику Айтову освободить русских солдат, взятых в плен батыром Есетом. Во время повторной встречи с русским офицером Махамбет говорил ему, что не явля­ется врагом России, хочет дружбы с русским народом, мирной жизни в родном ауле среди родных и близких.

После поражения восстания и гибели Исатая на поле боя Махамбет призывает народ к продолжению борьбы. Исполнители воли царского правительства — привер­женцы султана Баймагамбета — старались избавиться от него. 20 октября 1846 г. по их воле Махамбет был предательски убит. Поэтические произведения Махамбе­та тесно связаны с жизнью народа, борьбой против несправедливости и прежде всего с восстанием 1836— 1838 гг.

Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения. Махамбет горячо любил свой народ и роди­ну, обличал политику угнетения как со стороны цариз­ма, так и со стороны ханского окружения. В стихах, обращенных к султану Баймагамбету, он не скрывает своей неприязни к угнетателям, мечтает о наделении народа землей, устранении власти аристократов:

Таких, как вы, ханов И неправедных биев жадных,

Заставляя кричать, как верблюда,

И титулы их отбросив,

Хотел бы я извести...

Берега Едиля с чащобами - Расселил бы там мой народ,

И у народа — бесчисленный у каждого По побережью пасся бы скот.

Поэты 40—60-х годовI: Шернияз, Шоже, Суюнбай.

Шернияз Жарылгасулы (1807—1867 гг.) родился на терри­тории нынешнего Уилского района Актюбинской обла­сти. С малых лет его влекло к ораторскому искусству и народной литературе. Поэтический талант Шернияза про­явился рано. Он участвовал в восстании 1836—1838 гг. во Внутренней орде. И после подавления восстания он не порвал с Махамбетом. Шернияз Жарылгасулы совер­шенствовал искусство поэтической импровизации. В на­роде широко известно его обличительное обращение к султану Баймагамбету.

Шоже Каржаубайулы (1808—1895 гг.) родился на тер­ритории бывшего Кызылтуского района Кокшетауской области. Слепой от рождения, Шоже с юных лет сочинял стихи, играл на кобызе и пел песни, много путешество­вал. В ряде своих произведений, следуя поэтической тра­диции, Шоже восхваляет некоторых влиятельных людей. В то же время он, невзирая на лица, срывал маски с властных правителей. В поэтических состязаниях — ай- тысах — Шоже не знал поражений. Он был также крупным поэтом-эпиком: им был записан лучший в худо­жественном отношении вариант народного эпоса “Козы Корпеш — Баян Сулу”.

Суюнбай Аронулы (1822—1895 гг.) родился и вырос на территории нынешнего Жамбылского района Алматин­ской области. С 15 лет он участвовал в многочисленных айтысах и вскоре стал самым популярным поэтом во всем Семиречье. Он воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы, осуждал неправедные поступки правителей. Поэтический язык его живой и образный. Суюнбай воспитал последователей своего твор­чества, продолживших традиции поэта.

Музыкальное искусство. Музыка занимала большое место в духовной культуре и социально-политической жизни казахского народа. Среди десятков музыкальных инструментов народа наиболее распространенными были домбра, кобыз, сыбызгы и сырнай.

Человек, решивший стать профессиональным музыкан­том, осваивал искусство исполнения с наставником. Пос­ле этого систематически и надолго выезжал в аулы, участвуя в состязаниях исполнителей. Так поддерживали форму и вокалисты, и инструменталисты. Часто автор и исполнитель выступали в одном лице. Таковы многие казахские анши (певцы) и кюйши (инструменталисты). Отдельные талантливые люди прекрасно исполняли му­зыкальные произведения различного рода: кюй (инстру­ментальное сочинение традиционной формы), песню, по- этико-музыкальное творение (жыр, толгау, терме и дру­гие формы). Тематические, жанровые казахские кюи, пес­ни, танцы сопровождали казахов всю жизнь.

В музыкальной культуре этого периода оставили за­метный след политические события и освободительная борьба народа. Немало музыкальных произведений 30— 40-х годов XIX в. посвящено борьбе с колониализмом и угнетением. Среди них — кюи Махамбета.

Материальная культура. Важной составной частью материальной культуры являются орудия труда, свя­занные со скотоводством, земледелием, домашними про­мыслами и ремеслами. Сотни видов разнообразных ору­дий труда и приспособлений изготовляли сами рядовые кочевники и земледельцы, а наиболее сложные изделия и художественные вещи делали народные мастера.

Мужчины изготавливали хозяйственные инструменты и вооружение, седла и убранство коня, обрабатывали дерево, кость, камень, кожу, металл, делали изделия из них. Женщины обрабатывали шерсть, валяли войлок, постилочные и настенные ковры, занимались ткачеством, шитьем и вышивкой. Женщины, как правило, объединя­лись и работали группами. В XIX в. один из наблюда­телей писал: “Для домашнего обихода они не нуждают­ся ни в чем чужеземном, а все потребности жизни удовлетворяют продуктами скотоводства”.

У казахов получили развитие ремесла: ткачество, из­готовление войлока, обработка дерева, кожи, металла, кости и ряд других.

Основным жилищем казахов оставалась войлочная юрта. На зимовках возводились жилища. Это были дома из дерна, сырцового кирпича и камня, а также полузем­лянки и строения, по форме напоминающие юрту. В

лесных районах получили распространение деревянные 6-гранные постройки, а также деревянные крестьянские дома. Состоятельные люди, особенно ханы и султаны, в северных и западных районах Казахстана имели бревен­чатые многокомнатные дома, для постройки которых нанимали русских мастеров. Под влиянием экономики России и быта русских поселенцев в убранстве жилого помещения происходят изменения.

Одежда и пища были традиционными. Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы (тон, ишик, жаргак и их разновидности). Из козьих шкур выделы­вали замшу и шили из нее халаты. Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, а из шелка и сукна — шапан. Из верблюжьей шерсти скатывали также шек- пен — один из видов казахских плащей. Женская при­таленная безрукавка называлась камзолом. На голову надевали борык — шапку, отороченную мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась камшат борык. Удобна была летняя такыя из бархата, парчи или гла­зета. Зимой мужчины носили тымак — лисий треух. Самый замечательный и богатый головной убор пред­назначался для невестки. Это саукеле — высокая кону­сообразная шапка, украшенная драгоценностями. Неко­торые саукеле в XIX в. украшались одновременно дра­гоценными камнями, кораллами, жемчугом, золотом и серебром. Через год после замужества женщины носили желек — упрощенное саукеле, а после рождения детей — кимешек. Распространенными были мужские шляпы — калпак и телпек. Красивыми и разнообразными были мужские и женские пояса (белдик, белбау). Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа. Наборные пояса, украшенные костяными и металлическими накладками, назывались кисе. Обувь также была разнообразной: саптама (муж­ские высокие кожаные сапоги), етик, маси, кебис и другие. Одежда украшалась вышивкой, узорами. Жен­щины носили многочисленные украшения.