logo search
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 29. Ыбырай алтынсарыулы. Абай кунанбайулы

Ыбырай Алтынсарыулы (ИбрайАлтынсарин) (1841— 1889 гг.) — выдающийся педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф, общественный деятель — родил­ся 20 октября (2 ноября по новому стилю). С 1844 г., после смерти отца, малолетний Ыбырай воспитывается у деда Балгожи.

Ыбырай с малых лет проявил стремление к знаниям, в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной ко­миссии. Показав в школе отлич­ные результаты по русскому, араб­скому, татарскому и персидскому языкам и ряду других предметов, будущий просветитель продолжает заниматься. Он знакомится с пред­ставителями разночинной интелли­генции, находившимися в оренбург­ской ссылке. Ыбырай был близок

к известному востоковеду В.В.Гри-

горьеву, часто посещал его дом и Ыбырай Алтын-

пользовался его библиотекой. сарыулы

После отличного окончания школы в 1857 г. Ы. Ал- тынсарыулы работал писарем у своего деда бия Балго- жи, затем переводчиком в Оренбургском областном прав­лении. Ему было поручено открыть школу для казахс­ких детей. В 1864 г. он назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды Ы. Ал- тынсарыулы.

Административно-политические реформы 1867—1868 гг. по управлению краем Ы. Алтынсарыулы встречает с надеждой, потому что считает их полезными для казах­ского народа. В то же время, хорошо зная о двойном гнете казахского народа, он глубоко задумывается над путями улучшения его жизни. В частности, на страни­цах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.

Приход Ыбырая на историческую сцену, оставленная им в сознании последующих поколений благодарная па­мять о себе связана прежде всего с его просветитель­ской деятельностью. Официально находясь на службе в сфере народного образования, просветитель не жалел усилий для передачи своих знаний, использовал имею­щиеся у него возможности для привлечения молодежи к учебе.

В 1879 г. Ыбырай Алтынсарыулы был назначен инс­пектором школ Тургайской области. Конечно, организа­ция работы учебных заведений в Илецком, Кустанайском (Николаевском), Ыргызском и Тургайском уездах, а так­же в ряде районов Оренбургского края была делом не­легким. К тому же по службе он был целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его деятель­ность на просветительской ниве. Все его инициативы касательно просвещения и грамотности могли быть пре­творены в жизнь только с одобрения губернатора.

Используя свои права и полномочия, действуя сооб­разно со сформировавшимися в Тургайской области по­литическими и экономическими условиями, Ы. Алтынса­рыулы постоянно призывал молодежь к гражданским знаниям. Одно из направлений яркой деятельности Ыбы­рая — организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Просветитель уделял большое внимание поста­новке работы разнопрофильных школ, и в своем заве- 198 щании оставил принадлежащие ему земли в пользова­ние сельскохозяйственной школы Тургая.

Ы. Алтынсарыулы является основоположником жен­ского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз (Иргиз) школы- интерната для казахских девочек.

Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Ос­нованная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведе­нием своего времени. Деятельность просветителя по орга­низации аульных и волостных школ, выбор им учителей для преподавания породили недовольство чиновников. Были даже намерения привлечь его к ответственности.

Из-за слабого развития педагогического дела в казах­ском ауле, недостатка специальных учебных заведений Алтынсарыулы широко использовал опыт русской де­мократической учебной системы. Он внедрял педагоги­ческое наследие Ушинского, Тихомирова, Бунакова, Фар- маковского, великого писателя Льва Толстого.

Для русско-казахских школ Ыбырай Алтынсарыулы написал два учебных пособия — “Киргизская хрестома­тия” и “Основное руководство по обучению киргизов русскому языку”. Эти книги предназначались для казах­ских детей, обучающихся на русском языке. В частности, “Киргизская хрестоматия” способствовала вытеснению мно­говековой, привычной для населения арабской графики. Царские чиновники были заинтересованы в использова­нии этого учебного пособия и в других аульных школах степных областей. Конечно, Ыбырай не мог противосто­ять влиянию вдохновителя миссионерского движения в Поволжье, Сибири, Средней Азии и Казахстане Н.И.Иль- минского, с которым общался.

Ыбырай Алтынсарыулы был не только педагогом- новатором и просветителем: последующим поколениям он оставил также свое наследие ученого-этнографа. Осо­бенно большое внимание Ыбырай уделял обычаям ка­захского народа. В то же время он осуждал различные суеверия и многие другие негативные явления патриар­хально-родового быта. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученый-педагог вносил свои предложе­ния по улучшению жизни народа.

Ы. Алтынсарыулы известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа. Инте­ресны и познавательны оставленные им очерки и за­метки исторического характера. В своих произведениях он уделял большое внимание воспитательному воздей­ствию. В известном рассказе “Кыпшак Сейткул” с одоб­рением отзывался об изменениях в жизни казахов, занявшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ыбы­рай Алтынсарыулы в произведениях “Талаптыц пайда- сы” (“Польза от учения”), “Байльщ неде?” (“В чем зак­лючается богатство?”) отразил свою мечту о лучшей доле казахского народа.

Абай Кунанбайулы (Абай Кунанбаев) (1845— 1904 гг.) — великий поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, мыслитель и композитор.

Абай (настоящее имя — Ибрагим) Кунанбайулы ро­дился в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая Кунанбай был правителем рода тобыкты. Мать Улжан нежно любила сына и дала ему ласковое имя Абай, которое, вытеснив настоящее имя великого поэта, позже стало известно всему миру.

Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдает Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, где мальчик изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает русскую шко­лу. Уже в медресе обнаружились его поэтические дарования. Маль­чик подражал восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закон­чить образование. Замечая многое в родовых распрях, с чем он не мог смириться, Абай постепенно отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, не оп­равдывая тем самым надежды отца. Вокруг поэта группируются не Абай Кунанбайулы крупные родоправители и степные

аристократы, а талантливые жи- гиты, почитающие искусство сло­ва. На мировоззрение поэта боль­шое влияние оказали представите­ли русской интеллигенции, с ко­торыми Абай познакомился еще в Семипалатинске. В формировании его поэтического творчества -в де­мократическом направлении замет­но влияние политических ссыль­ных, представителей русского ос­вободительного движения Е.П.Ми- хаэлиса, А.В.Леонтьева, С.С.Гросса и Н.И.Долгополова. Хорошо пони- Сын Абая — Магауия мая необходимость культурного со­дружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу дружбы казахского и русского народов, Абай призывал изучать язык и культуру великого русского народа.

Он глубоко почитал выдающихся представителей рус­ской культуры — А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей.

Дети Абая, по примеру отца, получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербург­ское артиллерийское училище.

Помимо ярчайшей поэзии, которую Абай создал в казахской литературе, он был и композитором: широко известны его песни, положенные на переведенные им из “Евгения Онегина” отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай и Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали по­этические произведения.

Царская администрация не одобряла взглядов вели­кого казахского поэта, вставшего на защиту народных интересов. Давление губернатора, установившего поли­цейский надзор за ним, является тому подтверждением.

Стихи и песни Абая были широко распространены в народе, по всей Казахской Степи. Патриархально-родо- вые группы и завистники предпринимали попытки поссо-

рить Абая с родственниками и близкими, помешать распространению его творчества. В своей среде Абай не нашел духовно близких и столь же крупных, как он сам, ярких фигур. Преждевременная смерть его талант­ливых сыновей — Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в

  1. г. — надорвали сердце поэта. Он умер в том же

  1. г.

Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Его влекло к логи­ке, психологии, трудам восточных, западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплоти­лись в замечательном памятнике его художественно- философской прозы — “Гаклие”.

Пропагандист русской литературы, переводил произ­ведения И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина. Гений казахского народа оставил немеркнущее художе­ственное наследие, любимое народом.