logo search
Учебник 8 ИК Мектеб

§ 13. Ссыльные революционеры в казахстане

Еще до восстания 1825 г. в России некоторые буду­щие декабристы побывали в Казахстане (по роду служ­бы либо в ссылке). Так, Г. Батеньков, А. Жемчужников, М. Муравьев, В. Вольховский, А. Янушкевич работали в местных учреждениях. Члены тайной организации орен­бургских декабристов прапорщик Г. Карелин, Г. Батень­ков помогали видному государственному деятелю Рос­сии М. Сперанскому в подготовке “Устава о сибирских киргизах”.

После поражения восстания представители освободи­тельного движения России, оказавшись на окраинах им­перии, знакомились с жизнью ее народов. Из 579 чело­век, привлеченных к следствию по делу декабристов, 108 были сосланы в Сибирь, в том числе в крепости по Иртышу, на Оренбургскую линию.

В 1826—1828 гг. в Иртышских крепостях были де­кабристы П. Коновницын, М. Лаппа. В ссылке в Орен­

бурге находились А.Горжанский, А.Жемчужников, А.Салтанов, И.Лушников, А.Янушкевич и дру­гие. Декабристы ссылались и в го­рода Северного Казахстана. Так, М.Муравьев-Апостол получил от коменданта Бухтармы разрешение лечить местных жителей. В своих воспоминаниях он пишет, что “мно­го лечил, много помог в Бухтар- ме”. Из сосланных в Казахстан де­кабристов особо выделялся С.Се- Адольф Янушкевич менОВ. ВыпуСКНИК МОСКОВСКОГО университета, магистр этико-поли­тических наук, он, находясь в ссылке, по решению Омского областного правления служил в Усть-Камено- горске, позже стал врачом. Участвовал в экспедициях знаменитых немецких ученых-исследователей Гумбольд­та, Эренберга, Розе, много ездил по Казахстану, знако­мился с жизнью коренного населения.

В экспедиции по изучению северо-восточного побере­жья Каспийского моря участвовал Г.Карелин, а В.Воль- ховский — в экспедиции 1825 г. в Бухару. Составлен­ная тогда В.Вольховским “Карта племен Младшего жуза” по сей день считается ценным источником.

История первого в Оренбурге музея также связана с именами декабристов. Открытый в 1831 г. при Неплюев- ском кадетском корпусе музей демонстрировал историю этого края и быт населения. В собрании экспонатов для музея активное участие принял хан Жангир. Подобный музей был организован и в Уральске.

Среди декабристов были исследователи, занимавшиеся историей казахского народа. Опубликованный в 1867 г. в Петербурге труд декабриста И. Завалишина “Описа­ние Западной Сибири” содержал раздел о казахах. Эта книга, написанная на основе многих источников, не потеряла своего значения и в настоящее время. В очер­ке А.Коровкова “Поездка в Илийскую крепость” содер­жатся прекрасные отзывы о казахской земле, ее беспре­дельных просторах и богатстве.

Декабристами был создан тайный революционный кру­жок. В него вошли П.Величко, майор А.Кучевский,

Х.Старков, Г.Карелин и другие. Они установили связь с участниками польского освободительного движения. В 1827 г. кружок был раскрыт, а его члены сосланы в Сибирь.

Великий русский писатель Ф.М.Достоевский, осуж­денный в 1849 г. по делу М.Петрашевского за “распро­странение идей Белинского”, был сослан в Сибирь. Пос­ле окончания 4-летнего срока каторжных работ в Омске был переведен в Семипалатинск в качестве солдата.

Пребывание Ф.М.Достоевского в Семипалатинске и его взаимоотношения с местными жителями оставили глубо­кий след в творческой деятельности писателя. Писатель внимательно относился к истории края и собирал архе­ологические материалы. В Семипалатинске Достоевский встретился с Шоканом Уалихановым (Чоканом Валиха- новым), с которым познакомился еще в Омске. Писатель понимал роль таких деятелей, как Шокан, в истории Казахстана. Достоевский одобрял научные поиски моло­дого ученого и его стремление к просвещению народа.

Многие прибывшие в Казахстан петрашевцы за­нимались востоковедением. Поэты А.Баласогло и Д.Ах- шарумов исследовали казахстанскую тематику. Из пи­сем известного востоковеда А.Макшеева и петрашевца Н.Момбелли можно почерпнуть много сведений о стране казахов. Исследователь А.Макшеев описал аральскую экспедицию, организованную А.Бутаковым. Сообщая о маршруте от крепости Раим до острова Косарал, А.Мак­шеев рассказал о тяжелом положении кочевых казахов. Петрашевцы способствовали распространению идей рус­ского демократического движения среди представителей казахского народа.