logo
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов

(Иордан) припоминает "мужей-росов" (росомонов), враждовавших с готским

князем Германарихом в 370-е годы. Другой, далекий автор, писавший в Сирии,

перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул неконный народ "РОС",

живший где-то на северо-западе от амазонок, то есть в Среднем Поднепровье

(легендарных амазонок помещали у Меотиды -- Азовского моря).

Две формы наименования народа (РОС и РУС) существуют с древнейших

времен: византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы IX--XI

веков -- форму РУС. В русской средневековой письменности употреблялись обе

формы: "Русьская земля" и "Правда Росьская". Обе формы дожили вплоть до

наших дней: мы говорим РОСсия, но жителя ее называем РУСским.

Большой интерес представляет определение первичного географического

значения понятия "Русская земля", так как совершенно ясно, что широкое

значение в смысле совокупности всех восточнославянских племен от Балтики до

Черного моря могло появиться только тогда, когда это пространство было

охвачено каким-то единством.

Внимательно вглядываясь в географическую терминологию летописей

XI--XIII веков, мы замечаем там любопытную двойственность: словосочетание

"Русская земля" употребляется то для обозначения всей Киевской Руси или всей

древнерусской народности в таких же широких пределах, то для обозначения

несравненно меньшей области в лесостепи, ни разу не представлявшей в X--XII

веках политического единства. Так, например, часто оказывалось, что из

Новгорода или Владимира "ехали в Русь", то есть в Киев; что галицкие войска

воюют с "русскими", то есть с киевскими, дружинами, что смоленские города не

русские, а черниговские -- русские и т. д.

Если мы тщательно нанесем на карту все упоминания "русских" и

"нерусских" областей, то увидим, что существовало еще и понимание слов

"Русская земля" в узком, сильно ограниченном смысле: Киев, Чернигов, река

Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северская земля, Курск. Поскольку эта

лесная область не совпадает ни с одним княжеством XI--XIII веков (здесь

располагались княжества Киевское, Переяславское, Черниговское, Северское),

нам приходится считать эти устойчивые представления летописцев XII века из

разных городов отражением какой-то более ранней традиции, прочно

сохранявшейся еще в XII веке.

Поиски того времени, когда "Русская земля" в узком смысле могла

отражать какое-то реальное единство, приводят нас к одному-единственному

историческому периоду, VI--VII векам, когда именно в этих пределах

распространилась определенная археологическая культура, характеризующаяся

пальчатыми фибулами, спиральными височными кольцами, деталями кокошников и

наличием привозных византийских вещей.

Это культура русско-полянско-северянского союза лесостепных славянских

племен, образовавшегося в эпоху византийских походов, в эпоху строительства

Киева. Неудивительно, что о народе РОС прослышали в VI столетии в Сирии, что

князя этого мощного союза племен одаривал византийский цесарь, что именно с

этого времени киевский летописец эпохи Мономаха начинал историю Киевской

Руси.

В последующее время "русью", "русами", "росами" называли и славян,

жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили

киевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания

"народа РОС" варяги стали тоже именоваться русью в силу того, что они

оказались в Киеве ("оттоле прозвашася русью").

Наиболее богатые и интересные находки "древностей русов" VI--VII веков

сделаны в бассейне рек Роси и Россавы. Вполне вероятно, что первичное племя

росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени,

восходящим по Иордану по крайней мере к IV веку нашей эры.

Первичная земля народа РОС находилась, во-первых, на территории

славянской прародины, во-вторых, на месте одного из наиболее значительных

сколотских "царств" VI--V веков до нашей эры. В-третьих, она была одним из

центров черняховской культуры "трояновых веков". В VI веке нашей эры союз

жителей Роси с Полянским Киевом и северянским Посемьем (по реке Сейм) стал

ядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве. Как видим, спор о

месте рождения русской государственности -- на новгородском севере или на

киевском юге -- безусловно и вполне объективно решается в пользу юга, давно

начавшего свой исторический путь и свое общение с областями мировых

цивилизаций.