logo search
рабочая тетрадь по ИГПЗС

2.Мусульманское государство и власть.

Полное повиновение власти в исламских государствах объясняется как сакрально авторизованным принципом Божественного источника высшей власти, при полном слиянии политической администрации с религиозным авторитетом, так и приниженности отдельно взятой личности, всецело покорной судьбе. Ислам как религия подчеркнуто эгалитарен, т.е. перед Аллахом все равны, и потому ислам не знает наследственного социального неравенства: силовой принцип социальной мобильности был всегда религиозно освящен.

Эффективность центральной власти, опиравшейся на господство госаппарата и налогообложение, подкреплялась сакральностью власти и покорностью подданных. Даже в случае распада большого государства, каждое из более мелких структур, образовывавшихся на его обломках, все равно были централизованными государствами. Отсюда – неслыханная внутренняя прочность и сила ислама и мусульманских государств.

После деколонизации середины 20в., мир ислама с его усилившейся государственностью, настроен наиболее непримиримо по отношению к еврокапиталистической структуре и соответствующим институтам, включая элементы западной цивилизации и буржуазной демократии. Здесь наиболее часты военные перевороты, свидетельствующие о слабости и внешней чуждости демократических институтов, здесь наиболее воинственно подчеркивается приверженность к собственной религии и санкционированным ею социальным, моральным и духовным ценностям и стандартам.

Кроме Турции, практически все исламские государства официально провозгласили ислам государственной религией.