logo
рабочая тетрадь по ИГПЗС

4.Средневековая Япония.

Фундамент первого государства был заложен японскими племенами, сложившимися из смешения монголоидных маньчжуро-тунгусских племен с палеоазиатскими и малайскими, в 3-5вв. н.э. Первое государство получило наименование по названию господствующей племенной группы – Ямато, и отсюда же ведется отсчет правления первых императоров. Под влиянием конфуцианства и буддизма, шедших из Китая, в 604г. принцем Сётоку-тайси был создан «Закон 17-ти статей». В них формулировались основные принципы жизнедеятельности общества и управления государством, в т.ч. принцип высшего суверенитета правителя.

1-я особенность японской государственной модели, по сравнению с прочим востоком, заключалась в возрастании роли и значения частного владения при слабости власти центра. Вокруг обожествленного императора (тэнно) не сложилось чиновничьей элиты, и не было системы их воспроизводства, что в итоге заполняло вакуум власти аристократическими кланами.

2-е принципиальное отличие японской модели: с 10в. вся власть на местах оказалась в руках частновладельческих знатных домов, сложившихся в качестве альтернативы классической китайской конфуцианской бюрократической администрации.

3-я особенность: в ходе постоянных междоусобных войн система государственной администрации опиралась не на обычную почти для всех неевропейских обществ чиновную бюрократию либо военно-служилую прослойку, получавшую от государства наделы за службу в условное держание, а на находившихся в зависимости от тех или иных знатных домов рыцарей-самураев. Сословие самураев было предано своим господам, а не стране.

В 1192г. Минамото Ёритомо был объявлен верховным военным правителем страны с титулом сёгун. При сегуне формировалось правительство – бакуфу. В условиях военной диктатуры общепризнанные административно-судебные органы императорской власти были упразднены, как и высшая апелляционная инстанция в лице самого императора. Теперь действует прямой приказ, часто опиравшийся на обычай. Отныне подавляющей формой земельного владения стало мелкое самурайское, хотя существовали и крупные владения императора, сегуна, их родственников и вассалов. В 1573г. князь (дайме) Ода Нобунага, опираясь на христиан (700 тыс. в начале 17в.), объединил половину страны вместе со столицей Киото. Его помощники Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу продолжили курс на централизацию, и наконец, в 1603г. Иэясу провозгласил себя сегуном, основав последнюю сегунскую династию, управлявшую страной вплоть до реставрации Мэйдзи 1867г.