logo
рабочая тетрадь по ИГПЗС

3.Многополярность современного мира.

В условиях современного мира национальное государство является одним из главных источников разграничения, но положение его является двусмысленным. С одной стороны, государство есть основной агент, законно осуществляющий функционирование различных национальных и международных организаций посредством своего участия в необходимых соглашениях и договорах. С другой стороны, государство делегирует важные полномочия наднациональным органам, теряя элементы своего суверенитета в процессе подписания таких договоров. Также, понятие внутренней юрисдикции утеряло свое прежнее значение во взаимодействии суверенных государств.

Единственной сверхдержавой после крушения СССР (1991) остались США, пытающиеся удержать роль мирового лидера всеми средствами. Исчезновение биполярного мира привело к новой международной реальности – многополярного мира. Движение к многополярности – реальный и естественный процесс, отражающий волю сложившихся или перспективных центров силы. Ныне на роль таких центров силы, помимо США, могут претендовать ЕС, Китай, Индия, арабский мир, возможно, Япония и Россия.

Идею создания стратегического треугольника Россия — Индия — Китай первым из известных политических деятелей выдвинул ещё в 1998г. российский премьер-министр Е. М. Примаков. Взаимодействие трёх государств, суммарное население которых составляет 40 % населения земного шара, позволяет повысить международный вес каждой из них. Судя по заявлениям лидеров трёх стран, их сотрудничество не направлено против кого бы то ни было, но в то же время оно призвано сделать мир многополярным и способствовать демократизации миропорядка.

Заключение.

В истории известны три всемирно-исторических переворота, касающихся отношений власти и общества. Первый характеризует возникновение публичной власти как особой структуры, переставшей совпадать с самоорганизацией общества и возвышающейся над ним. Эта историческая новация возникла на Востоке вместе с возникновением первых государств – деспотий. Появляется классическая дихотомия «управляющие – управляемые», что прекрасно описано в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Переворот данного типа сопутствует возникновению цивилизации.

Второй переворот – это эпоха позднего Возрождения в Европе. Его идеологом стал итальянский мыслитель Н. Макиавелли, который в книге «Государь» провел принципиальное различие между старым правителем, который правил по традиции (инерция наследственной власти) и новым правителем, которому власть необходимо завоевать и удержать. Следовательно, сталкиваются 2 модели: наследственная монархия и постмонархическое правление. Наследственный монарх не думает о власти – она ему обеспечена самим фактом рождения, но лишь о том, как эту власть употребить. Для посттрадиционного правителя власть выступает как продукт специально предпринимаемых усилий, и потому он исследует законы производства власти и механизмы ее удержания.

Третий переворот – индустриальное общество, в котором власть рассматривает общество как средство для достижения своих властных целей. Отсюда – непрерывное совершенствование теории, к последним достижениям которой относятся такие термины как «правовое государство» и «гражданское общество».

Государству на всех этапах его развития сопутствует законодательство как выражение воли правящих кругов, оформляющих свою волю и власть в обязательных для всех писаных законах. В современном обществе государство до такой степени нуждается в обосновании своей легитимности, что приходит к понятию правового «государства», т.е. такого, в котором, исходя из сущности самого термина, все должно твориться согласно правовым установлениям, которые, как предполагается, являются справедливыми и гуманитарными для всего общества.

Изучение курса сравнительного правоведения базируется на следующих аксиомах:

1.право есть нормативное выражение истории, психологии, традиций и культуры правовых систем мира; следует учитывать данную закономерность.

2.сравнение правовых систем требует объективности; поэтому, здесь не существует предубеждений против той или иной правовой системы либо против определенного народа.

3.требуется диалектический подход к изучению, т.к. у каждой правовой системы есть свои положительные и негативные аспекты.

В современном мире приоритетной формой государственности считается представительная демократия республиканского типа. «Демократия» – значит «власть народа», т.е. – система государственного управления, при которой решающая роль в принятии решений принадлежит народу. Демократию определяют как систему разделения исполнительной, законодательной и судебной власти, причем подразумевается, что, по крайней мере, одна из этих властей контролируется населением через своих представителей. Баланс сил между властями колеблется от эпохи к эпохе и от страны к стране, что создает почву для малосодержательных, но многолетних дискуссий о сравнительных преимуществах разных моделей демократии. В результате история любого демократического государства представляет собой историю борьбы трех его властей за свое разделение. Для того чтобы ввести эту борьбу в определенное правовое русло, придумана Конституция, высший закон страны, стоящий над всеми тремя ее властями. Поэтому, одна из современных определений демократического государства – система управления, при которой высшая власть принадлежит Закону, существующему в форме Конституции.