logo
рабочая тетрадь по ИГПЗС

1.Ромейская империя.

Восточная Римская империя – Византия, оформившаяся как самостоятельное государство в 395г., после раздела империи императором Феодосием I, превосходила Западную по степени развития ремесла и торговли, богатству городов, уровню духовной культуры. Уже в период домината центр экономической и культурной жизни Рима все явственнее перемещался на восток, что позволило императору Константину I построить новую столицу империи (Новый Рим) на месте Византия – древней мегарской колонии на Босфоре. По имени основателя город был назван Константинополем. В состав Византии вошли Балканский п-ов и Малая Азия, Сирия и Палестина, Египет и Киренаика, часть Армении и Месопотамии, Кипр, Крит, Родос, другие острова Эгейского моря, а также южный берег Крыма, ряд крепостей в Грузии, некоторые области Аравии. В 5в. к этому добавились Иллирик и Далмация. Жители Византии именовали себя римлянами (ромеями), а сама империя официально называлась ромейской.

После падения Западной Римской империи Византия выступала как единственная законная наследница Рима, и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. Доктрина божественной власти императора, повелителя всех христианских народов – «универсалистская теория ойкумены». Наибольшего расцвета ранняя Византия достигла в период правления императора Юстиниана (527-565гг.). При нем была проведена реформа римского права, достигла максимального расширения территория страны, укреплена центральная власть, т.к. Юстиниан утвердил идею неограниченной власти государя-самодержца и союза государства с христианской церковью.

Императору (василевс) принадлежала вся законодательная и исполнительная власть. Теоретически власть императора несколько ограничивалась такими учреждениями как Сенат (синклит), госсовет (консисторий) и димы (организации свободных граждан византийских городов, выполнявшие хозяйственные, политические и военные функции). Единоличная ненаследственная власть василевса характеризовалась не только юридическим сосредоточением всей полноты государственных полномочий, которые реализовывалась через самостоятельные по историческим формам учреждения и институты государственности, но и новым личным статусом, связанным с религиозным освящением власти в личности монарха.

Отсутствие принципа наследственности престола предполагало, что новый император избирается Сенатом, «народом Константинополя» и армией. Постоянные государственные перевороты в Византии (из 109 императоров Восточной Римской империи было убито 74, то есть, престол переходил по праву захвата) еще более укрепляли принцип выборности императора. Лишь в 9в. Сенат и «народ столицы» прекратили свое участие в императорской власти. Таким образом, императором делало не рождение, а «божественное избрание». Принцип законного престолонаследия начинает утверждаться лишь с конца 11в.