logo
рабочая тетрадь по ИГПЗС

1.Эволюция общества и создание протогосударства.

Первые люди (австралопитек, питекантроп, неандерталец) жили первобытным стадом, пытаясь перейти от животных к человеческому обществу. Ранний человеческий коллектив представлял собой группу людей, связанную взаимной защитой от внешних опасностей и совместным добыванием пищи. Переход к использованию металлических орудий труда, и начавшееся обособление малых семей, ставших первичной ячейкой общества, означали смену родовых связей соседскими, территориальными. Совокупность родовых общин как семейно-клановых групп есть родовой строй – начальный этап развития общества.

Образование племен в конце мезолита привело к разделению труда и дифференциации общественной деятельности. С развитием производительных сил (орудия труда, рабство) общество переходит к патриархату, т.к. женщина теряет свое прежнее положение в материальном производстве. Неолитическая революция как переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему (земледелие и скотоводство) способствовал резкому ускорению дальнейшего производства и культуры. Отлаженная система общественных связей сделала возможным дальнейшее существование и поступательное развитие человеческого общества.

Развитие межродовых связей и формирование межобщинных структур, выстроенных на лидерстве вождей и расслоении общества, приводит к формированию племенного строя как одной из догосударственных организационных структур. Политическая надстройка периода распада родового строя называется военной демократией, потому что, наряду с советом старейшин и вождем, к которым переходит львиная доля функций управления (исполнительная и судебная власть), сохраняется такой демократический институт как народное собрание, зачастую обладавшее законодательными функциями. Наряду с другими видами общественного разделения труда (скотоводство и земледелие), происходит выделение управленческой деятельности, которая в скором времени превращается в профессиональную. С развитием общественного разделения труда усложнившиеся производственные процессы и социальные отношения приводят к необходимости обособления организационно-управленческой деятельности от производственной. Разделение людей на управляющих и управляемых является последней ступенью в создании государства.

В ходе соперничества племен и племенных союзов создавалась благоприятная обстановка для возникновения надобщинной политической структуры – протогосударства. Первичное протогосударство («вождество») – это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения. Протогосударство по Л. С. Васильеву – это политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. В функцию руководства входит создание эффективной системы администрации с целью добиться оптимальной организации производства и максимума избыточного продукта. Наряду с этим, на передний план выходит военная функция вождя. Именно в рамках этой переходной по типу политической структуры, ее вождь из вчерашнего слуги общества, старавшегося завоевать общественный авторитет и с его помощью трудиться на благо коллектива, начинает становиться над обществом, стремится подчинить общество себе и стать его господином. В рамках надобщинной структуры протогосударства с наследственным вождем, ставшим символом коллектива, неоспоримое право распоряжения общественным достоянием было функцией высшей власти вождя.

Вместе с государством оформляется и право – совокупность установленных и обеспеченных принудительной государственной силой норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Вследствие длительного применения определенные нормы морали становятся обычаем – нормами неписаного права. Обычай – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования (обращение к оракулу), что само по себе подчиняло вытекающие из обычая правовые требования религиозной традиции.