logo
рабочая тетрадь по ИГПЗС

2.Британская партийная система.

Проявление упадка традиционного британского парламентаризма, что связывалось как с «викторианской эпохой», так и явным отставанием Англии от избирательных реформ на континенте, вынудило правящие слои провести демократизацию государственного аппарата. Избирательные законы 1884г. увеличили количество избирателей с 3 до 5,5 млн. чел., был отменен имущественный ценз в городах, проведено реформирование местного управления и суда. В итоге, правящая консервативная партия постепенно превращается в партию крупных промышленных и финансовых собственников, а либеральная партия, опиравшаяся на средние слои, лишается своей социальной базы, теряя политические позиции. В то же время, на базе профсоюзов (тред-юнионов), в 1906г. создается трудовая (лейбористская) партия, возникшая как следствие подъема общеевропейского социал-демократического движения и ведшая борьбу за рабочее представительство в парламенте страны. Дальнейшее ослабление либеральной партии в период 1-й мировой войны, когда у власти находилась консервативно-либеральная коалиция, позволило партии лейбористов усилиться и провозгласить в качестве цели установление «системы народовластия». После распада коалиционного правительства в 1922г., на досрочных выборах 1923г. ни одна из партий не сумела завоевать большинства, и к власти пришло правительство лейбористов. Этот акт означал, что именно лейбористская партия заняла место официальной оппозиции в парламенте, и теперь 2-партийная система Великобритании будет базироваться на консерваторов и лейбористов вместо либералов. Введение в 1928г. всеобщего избирательного права, позволило сформироваться 2-му лейбористскому правительству (1929-1931гг.), на долю которого выпала неблагодарная задача по выводу страны из мирового экономического кризиса.

Смена лейбористами в 1945г. консервативного правительства У. Черчилля, выигравшего войну, означало, что нация поддерживает социальное реформирование, а не великодержавные амбиции. Новый мировой экономический кризис 1974-1975гг., ставший следствием роста мировых цен на нефть (в 1973г. арабские страны подняли цены, чтобы заставить Запад отказаться от помощи Израилю) стал причиной безработицы и сокращению социальных услуг со стороны государства. Считалось, что инфляция стала итогом чрезмерных социальных расходов на социальные нужды, а потому Запад в 80-е гг. отдал предпочтение неоконсерваторам. Консервативные правительства ослабили государственное регулирование экономики и предоставили более благоприятные возможности для развития частного предпринимательства, проводили жесткую кредитно-финансовую политику с целью обуздания инфляции. Была проведена частичная приватизация госсектора экономики. В Великобритании во главе «консервативной волны», как был назван процесс возвращения консервативных сил во власть, встала премьер-министр М. Тэтчер (1979-1990).

20-й век отмечен тенденцией усиления власти правительства и, прежде всего – премьер-министра. Начало этому было положено еще в период выхода из кризиса 1929г., и неимоверно усилилось во время 2-й мировой войны. Выделение премьера внутри кабинета привело к своеобразной централизации власти: премьер опирается на комитеты кабинета, рассматривающие вопросы текущей политики по заданию премьера и ответственны только перед ним. Концентрация власти в руках премьера, особенно сильная при М. Тэтчер, позволяет говорить о власти премьер-министра Великобритании как «президенциалистском» стиле руководства партией и государством. «Партийное правление» кабинета министров, опора на связанное партийной дисциплиной парламентское большинство членов собственной партии, позволили сделать власть правительства устойчивой, что обеспечивает парламентское одобрение правительственных решений.

Характерно, что средневековые принципы формирования палаты лордов (около 1200 наследственных и жалованных пэров) делают работу парламента в целом менее зависимой от партийных течений и политической конъюнктуры. Таким образом, либеральная конституционная модель, как правило, способствует формированию 2-партийных систем. Конкуренция правящей и оппозиционной партий, вне зависимости от нюансов их идеологического противоборства, позволяет закрепить «сдержки и противовесы» в высшей политической элите. Сосредоточение эпицентра избирательных кампаний вокруг конкуренции 2 партий, обеспечивает достаточную состязательность политического процесса, а их преобладание в парламенте создает преемственность государственного курса.