logo
рабочая тетрадь по ИГПЗС

3.Цивилизация Древнего Египта.

Египет расположен на северо-востоке Африки. Основная его часть – долина реки Нил от первых порогов до Средиземного моря. Египетское государство включало в себя также Аравийское нагорье между Нилом и Красным морем, и часть Ливийского плоскогорья на западе. Наименование Египет было дано греками, сами же египтяне называли свою страну «Черная земля» (Хапи) в противоположность «Красной земле» – пустыне. В отличие от многоплеменного населения Двуречья египтяне являлись единым народом, относящимся к семито-хамитской группе, говорившим на одном языке.

Образование Верхнего Египта на юге и Нижнего Египта на севере стало провозвестником будущего объединения страны под властью царя Верхнего Египта Менеса (около 3100 г. до н.э.). Принято исчислять египетскую историю по династиям, вне зависимости от происхождения руководителей государства – фараонов. Всего насчитывается 30 династий вплоть до 332г. до н.э., когда Египет был завоеван Александром Македонским. Впоследствии, при разделе державы Александра, Египет достался одному из его военачальников – Птолемею, потомки которого правили Египтом до завоевания его Римом в 30 г. до н.э. (царица Клеопатра).

- Раннее царство (3000-2800гг. до н.э.) – первые 2 династии. Уже в этот период происходит усовершенствование ирригационной системы в масштабах всей страны.

- Древнее царство (2800-2250гг.) – время правления 3-6 династий. Складывается древнеегипетское государство как единый и до предела жесткий хозяйственный организм, в рамках которого садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим. В этот период фараон («великий дом», тот, кто обитает в таком доме) утрачивает функции племенного вождя и превращается в деспота. Утверждение деспотии было обусловлено отсутствием частной собственности на землю и значительной ролью сельской общины в процессе освоения земли и организации сельскохозяйственных работ.

- Среднее царство (2050-1750гг.). При 12-й династии на передний план выдвигается служилое чиновничество, оттеснившее наследственную знать и даже жречество. Около 1700г. Египет был захвачен кочевниками – гиксосами, воспользовавшимися смутами и развалом военно-административного аппарата, отвлеченного на подавление народного движения.

- Изгнание гиксосов при 18-й династии (фараон Яхмос I) привело к возникновению Нового царства (1580-1085гг.). Это период максимального территориального расширения Египта, распространение его власти на негритянскую Нубию и Куш (Эфиопия), а также на всю Палестину и Сирию. Вторжения египтян в Двуречье сделало Египет первой в истории империей.

- Позднее царство (11-6вв. до н.э.) – правление ливийских, эфиопских и жреческих династий. 26-я династия правителей Саиса (665-525гг.), опираясь на греческих наемников, сумела вновь объединить страну. Однако, в 525г. до н.э. Египет оказался завоеван персидским царем Камбизом. В 404г. до н.э. египтяне освободились от персидской зависимости (28-30-я династии), чтобы вскоре стать жертвой похода А. Македонского и стать частью эллинистического мира. В дальнейшем, эта римская, а затем византийская провинция будет окончательно связана с арабским завоеванием 8в.

Право Древнего Востока принципиально связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь имела религиозное обоснование, соответственно правонарушение представало как нарушение норм религии и морали. В Египте, где восточная деспотия как таковая, достигла высочайшего расцвета, в условиях господства государственного аппарата с гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности и правовом статусе личности. Местный суд осуществлялся в органах местного самоуправления, в номах (областях) суд вершился номархами, а верховным судьей считался сам фараон. Беря пример с мира мертвых в повседневном быту, египтяне примеряли загробный суд для своего собственного. Так, «Книга мертвых» подробно описывает загробное странствование и загробный суд. Сказания о муках богачей и блаженстве бедняков в загробном мире появляются лишь в римское время.