§ 4. Культура Орловского края в XVIII в.
Образование в Орловской губернии. Обучение в провинции долгое время находилось на низком уровне, хотя во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общественной школы. В Орловском крае основными педагогическими центрами продолжали оставаться монастыри.
В августе 1778 г. в Орловской губернии была учреждена духовная семинария (до 1817 г. располагалась в уездном городе Севске). Ее открытие состоялось 16 октября 1778 г.
Духовная семинария (архиерейская школа) была одним из немногих учебных заведений губернии. В ней готовились кадры священников для приходов Орловской епархии. В семинарии обучались главным образом дети священнослужителей. В целом она играла положительную роль в развитии образования. Не все ее выпускники становились священниками, часть их продолжала учебу в других светских учебных заведениях. Из учащихся духовной семинарии набирались учителя для народных училищ губернии
Вскоре после открытия семинарии было учреждено несколько духовных училищ. В частности, 15 сентября 1779 г. начало свою деятельность Орловское духовное училище, которое размещалось в Успенском мужском монастыре (прежде, в 1720-е гг., здесь была духовная школа). Училище было приписано к семинарии, которая частично финансировала строительство помещений для училища. Оставшиеся средства были собраны в виде взносов с вновь образованного училищного округа.
В 1780 г. в Орловском училище насчитывалось 285 учеников из Орла, Мценска, Карачева и Кром. Здесь учили латинскому, греческому и французскому языкам, священной истории, арифметике, грамматике, катехизису. Позже был открыт поэтический класс, введено преподавание немецкого языка и философии. Среди учеников Орловского училища был Федор Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий — видный церковный деятель.
К 1790 г. число учащихся составило уже 382 человека, и по их числу духовное училище превосходило Главное народное училище более чем в два раза. Однако в 1798 г. духовные училища в Орле, Брянске и Карачеве были закрыты, а их учащиеся переведены в Севскую семинарию.
Школа при Сергиевском монастыре для обучения русской грамоте и пению детей духовенства была открыта в Ливнах в последней четверти века. В ней было три класса; словесный, письменный и нотный. Ученики в возрасте от семи до 15 лет осваивали азбуку, письмо, чтение церковных книг, учили катехизис, заповеди. Для школы было выстроено специальное деревянное здание на средства церковнослужителей и прихожан. Число учеников, первоначально составлявшее 50 человек, вскоре увеличилось до двухсот.
В последней четверти века в России набирало силу общественно-педагогическое движение городских разночинцев и патриотически настроенной интеллигенции за организацию народных училищ и демократизацию системы просвещения. Например, русский просветитель Н. И. Новиков предлагал положить твердое «основание народному образованию по инициативе общества и на общественные средства».
Настойчивые требования населения вызвали положительную реакцию правительства. В 1775 г. по Указу «Учреждение о губерниях» в каждой из них создаются Приказы общественного призрения во главе с губернатором. Приказам было поручено «попечение и надзирание об установлении народных школ». Этот указ явился первым в истории России официальным документом, где достаточно подробно был обозначен круг организационных вопросов в деле создания школ. В пункте 384, который назывался «О народных школах». Приказам общественного призрения было предписано установить школы «по всем городам, а потом в многолюдных селениях..., для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных (в чем, однако же, не чинить никому принуждения, но отдать на волю родителей отдавать детей в школу или оставлять дома)».
В общих чертах были определены задачи и программа обучения: «Учение в народных школах имеет на первый случай состоять в научении юношества грамоте, рисовать, писать, арифметике; детей же греко-римского исповедания учить катехизису для познания оснований православной веры, толкованию десяти заповедей Божиих, для укоренения нравоучения всеобщего». Проводить занятия рекомендовалось ежедневно, но не более двух часов подряд в первой половине дня и двух часов после обеда по одному предмету. По субботам занятия планировались только до обеда, а в воскресные и праздничные дни объявлялся выходной.
Были изложены и требования к учителям. Им «запрещалось наказывать детей телесным наказанием... Нерадивых же и неисправных учителей, по рассмотрению жалоб, сменяет (Приказ общественного призрения. — Авт.) и определяет на место их радетельных и исправных». Рекомендовалось каждый день чисто убирать и проветривать классные комнаты, «дабы дети от духоты в горницах не претерпели в здоровье своем повреждения».
В сентябре 1782 г. создается Комиссия об учреждении народных училищ в Российской империи. На нее была возложена вся основная деятельность по разработке школьного устава, учебных планов, изданию учебников и пособий, подготовке педагогов. Активное участие в этой работе приняли профессора и преподаватели Академии наук и Московского университета.
В апреле 1786 г. последовало повеление императрицы открыть Главные народные училища в губерниях, которые она сама определила. Среди них была и Орловская губерния. 22 сентября 1786 г. в Орле было открыто Главное Родное училище (до этого, с 1780 г., в городе существовала первая гражданская народная школа для детей низших сословий). Главное народное училище имело четыре класса с пятилетним сроком обучения. Здесь преподавали письмо, чтение, историю, катехизис, физику, географию, геометрию, архитектуру.
Для желающих устанавливалось факультативное изучение латинского языка, а сверх того иностранный язык, «какой по соседству каждого наместничества, где Главное училище находится, быть может полезнее по употреблении его в общежитии».
Официальные представители церкви как преподаватели Закона Божьего были устранены из школы; преподавание молитв, катехизиса, священной истории поручалось гражданским учителям.
В «Уставе народным училищам Российской империи» указывалось, что «просвещения разумами познания» нужно начинать с малых лет. Для этого наряду с Главными училищами в уездных городах учреждались малые народные училища. В августе 1789 г. малые народные училища были открыты в Болхове, Брянске, Карачеве и т. д. Малое народное училище состояло из двух классов. Здесь обучали предметам, преподаваемым в 1 и 2 классах Главного училища, кроме иностранных языков. Согласно уставу, в малых училищах полагалось по штату два учителя, по одному в каждом классе, но «если число учеников невелико, то один. Рисованию обучает он же».
На Главные народные училища возлагалась задача подготовки учителей для малых училищ, учащиеся могли изучать в них новый «Способ учения» и сдавать затем экзамен на аттестат учителя. Что касается методики обучения, то в уставе четко было определено: «Обучать точно по правилам, содержащимся в книге под заглавием «руководство учителям 1 и 2 классов».
В 1 классе малого училища изучали буквы и склады: гражданские, букварь, правила для учащихся, сокращенный катехизис и священную историю, буквы и склады церковные, во 2 классе — пространный катехизис и священную историю, чтение рукописи, арифметику, письмо, диктовку, рисование. Также была предусмотрена работа с наглядными пособиями по изучению букв, чтению, правописанию. По выбору учителя детям читалась вслух какая-либо книга.
В уездных городах малые училища подчинялись смотрителю, который являлся их попечителем: «Должность смотрителя — наблюдать, чтоб все в сем уставе предписанные установления и правила, до малых народных училищ касающиеся, исполняемы были». Но, конечно, во многом состояние училищ зависело от расположения к ним местных городничих, которые в этот период были главной властью в небольших городах. Городничие контролировали добровольные пожертвования граждан — основной источник финансирования малых школ.
В XVIII в. значительное место в образовании занимало домашнее обучение. Особенно оно было развито в дворянских семьях, где дети под руководством учителей и гувернеров, среди которых было немало иностранцев, изучали наряду с русским и иностранные языки, отдавая предпочтение французскому. Значительное внимание уделялось воспитанию благородных манер, танцам, получению практических знаний.
Получив домашнее образование в семьях, дворянские дети потом поступали в кадетский корпус. Благородный пансион при Московском университете или частные пансионы в столичных городах, в гимназию при Академии наук. Так формировались кадры для армии и бюрократического аппарата.
Состояние медицины Орловского края. До середины XVIII в. крестьянская Россия не ведала о медицинском обслуживании. Впрочем, касалось это и городских мещан, и купечества. Медицина на орловской земле делала только первые шаги. Для обучения врачебному искусству не было соответствующих учебных заведений. В деревнях и провинциальных городах главными врачевателями долгое время оставались знахари, лечившие заклинаниями, всевозможными народными средствами.
Потребность в научно обоснованной медицинской помощи была огромной, так как иногда болезни уносили в могилу сотни и тысячи людей по неизвестным причинам.
В 1780 г. при губернском остроге был основан смирительный дом, в 1782 г. создана губернская больница, которая вначале помещалась в квартире, а потом в 1790-х гг. для нее был приобретен каменный дом за счет сумм приказа общественного призрения, здесь находились также сад, огород. Больница имела сорок мест для пациентов, в том числе 5 — для бедных приказных служителей, 15 — для неимущих разного звания людей, 5 — для военных и 10 платных мест (по 10 рублей ассигнациями в месяц). Лечение в больнице проводили два подлекаря. В штате насчитывалось десять служителей по уходу за больными, смотритель, бухгалтер, копиист. В дальнейшем для больницы использовались другие помещения — двухэтажное каменное здание на Крестительском кладбище, дом помещика Мацнева.
В 1794 г. в Орле был основан инвалидный дом. В эти же годы появляются небольшие лечебницы в уездах. Характерный пример: граф Е. Ф. Комаровский, получивший село Городище Орловского уезда в качестве приданого жены, обратил внимание на крайне высокую смертность среди крепостных крестьян. Вскоре он на собственные средства открыл для них лечебницу. В целом же состояние медицины в Орловском крае, как и по всей России, оставалось на низком уровне.
Быт и нравы орловского дворянства. Как писал один из первых историков Орла Дмитрий Басов, «дворяне мундиры носили длинные, а шляпы косые; с пудрою были головы и косы назади; а сапоги были большие, выше колен, ежедневно ваксили их и наводили лак; а штаны по большей части были желтые лосиные. В руках имелись трости. А барыни были в чепчиках. А шляпок в те поры не было. Платье по большей части белое; хвост длинный, аршина в 3, который несла за ней девка; в жаркое время были у барынь махалы».
Курьезом в истории правления генерал-губернатора А. А. Прозоровского остается эпизод с введением «кафтанов» — форменной одежды для чиновников Орловского и Курского наместничеств. Подробнейший циркуляр по этому поводу был подписан в декабре 1782 г. Прозоровский регламентировал ношение кафтанов до мелочей. Для орловцев он предписывал: кафтаны голубые, камзолы белые, воротник и обшлага черные, бархатные или плисовые, подбой голубой, галуны на шляпах золотые. Губернатору полагалось иметь лацканы и два плоских эполета, вице-губернатору — один плоский эполет, губернского магистрата и верхней расправы председателям — разрезные обшлага с тремя пуговицами, заседателям суда обшлага застегивать двумя пуговицами, но не иметь пуговиц на рукаве. Даже докторам предписывалось иметь круглые воротники, лекарям и аптекарям — пуговицы на обоих полах, подлекарям и лекарским ученикам — голубые обшлага.
В Орле вводились золотые пуговицы, в Курске — серебряные. Однако нововведение Прозоровского просуществовало недолго, меньше полутора лет. С апреля 1784 г. в Орловской губернии была принята единая форма: красный кафтан с голубыми лацканами, камзол белый, пуговицы того же цвета.
Немало было среди черноземных помещиков самодуров, охотников, лошадников, любителей карточной игры. В Ливенской воеводской канцелярии в конце XVIII в. разбиралось дело малоархангельского помещика лейб-гвардии капитан-поручика Петра Лутовинова. Долго продолжалась тяжба с однодворцами по поводу спорной земли, пока в пьяном угаре Лутовинов со своими «сподвижниками» отправился на спор с неуступчивыми крестьянами. В итоге произошла перестрелка из пистолетов, было до полутора десятков погибших с обеих сторон. По воспоминаниям современников, Лутовинов был «взят на поруки» и с тех пор более 15 лет безвыездно находился в своей деревне.
Появление крепостного театра. Выступления артистов в балаганах, на праздниках, на ярмарках были обычным явлением для России. Но профессиональный театр появился только при царе Алексее Михайловиче, а настоящую популярность приобрел после Петровских реформ во второй половине XVIII в. Широкое распространение получили крепостные театры. Труппы из крепостных актеров содержали крупные помещики. Актеры на специально устроенных сценах разыгрывали трагедии и комедии, участвовали в оперных и балетных представлениях. Количественный состав труппы зависел от богатства хозяина.
17 июля 1787 г. по случаю проезда через Орел Екатерины II «благородная труппа» дала большое представление в резиденции генерал-губернатора. В присутствии императрицы актеры сыграли комедию французского драматурга Шарля Фавара «Солиман II, или Три султанши». Это было первое театральное представление, зафиксированное в истории Орла.
Возникают крепостные театры и в «дворянских гнездах». Это были Спасско-Лутовиновский театр, театр помещика Мацнева (его дом располагался в районе современной железнодорожной больницы в Орле), крепостная балетная труппа Юрасовских в сельце Сурьянине Болховского уезда, крепостные театры князя А. Б. Куракина в селе Куракине Малоархангельского уезда, графа Е. Ф. Комаровского в селе Городище Орловского уезда, помещика А. А. Плещеева в селе Чернь Болховского уезда.
Знаток истории крепостных театров князь А. Л. Голицын писал в конце XIX в.: «Орловская губерния славилась театрами с начала нынешнего столетия, хотя крепостные театры тут существовали гораздо раньше. Многие из орловских помещиков имели свои драматические, балетные и даже оперные труппы, оркестры и хоры певчих, которые на время дворянских выборов приезжали со своими владельцами в Орел».
Архитектура. Середина XVIII в. в зодчестве Орловского края характеризуется развитием стиля барокко. Продолжалось интенсивное строительство гражданских и культовых зданий. Однако памятников промышленной и гражданской архитектуры того времени осталось мало. Гораздо полнее сохранились памятники культового зодчества. Основным типом храмового здания в тот период являлся упрощенный вариант композиции восьмерик на четверике, продолжающий линию развития «нарышкинского» барокко. Типичным образцом барокко служит церковь Михаила Архангела в селе Сабурове, построенная в 1755 г.
Классицизм открыл в последней четверти XVIII в. новый этап в архитектурном развитии Орловщины, повлиял на формирование нового облика городов, сел и усадеб края. Появился новый тип храмов с купольной ротондой в различных вариантах. Для классицизма было характерно увлечение портиками и колоннадами. Внутреннее убранство культовых зданий отличалось большей строгостью.
Удаче в архитектурных решениях в большой мере способствовала ориентация планов строительства городов на здания церквей — они, поставленные в перспективах улиц, на перекрестках и на площадях, зрительно объединяли кварталы в городской ансамбль. Силуэты храмов приобретали особое значение при относительной «горизонтальности» панорам рядовой городской застройки, которая состояла из зданий примерно равной высоты и почти не имела собственных высотных акцентов.
Каменные и деревянные дома средних дворянских усадеб возводились с намерением уподобиться знаменитым образцам. Нередко это намерение сводилось к украшению дома портиком. Умело выбранное месторасположение превращало эти скромные сооружения в подлинные произведения архитектурного искусства.
Самым массовым типом общественного здания являлись относительно небольшие постройки с несложной планировкой. В конце XVIII в. в связи с необходимостью сочетать жилую застройку с торговыми помещениями возник принципиально новый тип жилого дома. «Всем купцам иметь в домах своих лавки и в них торговать», — гласил указ 1769 г. Совмещение функций было обусловлено уплотнением застройки в центрах городов. Планировки того периода оказались поразительно жизнеспособны: как правило, они сохранились в качестве основы развития городов до наших дней.
Музыка. Плясовые мелодии «Камаринская», «Барыня», получившие широкое распространение по всей стране, возникли на Орловщине в конце XVI — начале XVII вв. Наигрыши эти сохранились до наших дней, не претерпев существенных изменений. Ряд источников содержит сведения о музыкальной жизни орловцев в XVIII в. Во время народных гуляний на Троицын и Петров день простой люд повсюду «заводил громкие песни». В Орле издавна в почете была многоголосная хоровая песня. О наших голосистых предках писал Г. М. Пясецкий в «Исторических очерках города Орла»: «Запрягут тройку лошадей и садятся человек по 10 и по 15 песенников — кататься по городу. Тут и крик и песни во все горло, а иные еще и с тарелками ».
Во второй половине XVIII в. начала развиваться и профессиональная музыка — в это время в Орле была создана Орловская музыкальная капелла. Дворяне часто устраивали концерты, музыкальные спектакли и вечера, увлеченно занимались домашним музицированием. Орловский помещик академик Г. Н. Теплов (1717 — 1779) был автором первого отечественного сборника вокальной лирики «Между делом безделье, или Собрание разных десен с приложенными тонами на три голоса, музыка Г. Т.» (опубликован в 1759 г., в нем было всего 36 страниц). Не случайно известный исследователь культуры прошлого Л. Б. Модзалевский писал: «Что касается искусств, и в частности музыки, то хорошо известно, что именно Теплов обладал в XVIII веке в России огромными теоретическими и практическими познаниями в музыке. Его имя вошло в историю русской музыкальной культуры».
- Введение
- Глава 1. Орловский край в древности § 1. Каменный век на территории Орловского края
- Вопросы и задания
- § 2. Орловский край в эпоху бронзы и раннего железа
- Вопросы и задания
- § 3. Заселение Орловского края славянами
- Вопросы и задания
- Документы
- Глава 2. Орловский край в эпоху древнерусского государства и феодальной раздробленности § 1. Орловский край в составе Киевской Руси
- Вопросы и задания
- Документы
- § 2. Орловский край в XIII—XIV вв.
- Вопросы и задания
- Документы
- § 3. Экономическое развитие Орловского края в XIII—XV вв.
- Вопросы и задания
- § 4. Орловский край в XV в.
- Вопросы и задания
- Документы
- Глава 3. Орловский край в XVI в.
- § 1. Дикое поле и татарская опасность
- Вопросы и задания
- § 2. Организация обороны южной границы
- Вопросы и задания
- § 3. Основание Орла
- Вопросы и задания
- Документы
- § 4. Дальнейшее укрепление южных границ и заселение края
- Вопросы и задания
- § 5. Население, землевладение и хозяйство Орловского края в XVI в.
- Вопросы и задания
- Глава 4. Гражданская война в начале XVII в. И орловский край § 1. Причины войны
- Вопросы и задания
- § 2. Поход к Москве Лжедмитрия I (1604—1605 гг.)
- Вопросы и задания :
- § 3. Восстание Ивана Болотникова (1606—1607 гг.)
- Вопросы и задания
- § 4. Лжедмитрий II.
- Вопросы и задания
- § 5. Орловский край в событиях 1609—1613 гг.
- Вопросы и задания
- § 6 Нападения татар в период гражданской войны
- Вопросы и задания
- Документы
- Участие населения Кром, Ельца, Ливен, Брянска и Орла в крестьянской воине под водительством Болотникова
- Глава 5. Орловский край после гражданской войны
- § 1. Борьба с татарами в XVII в.
- Вопросы и задания
- § 2. Орловская крепость в XVII в.
- Вопросы и задания
- § 3. Укрепление обороны южных границ
- Вопросы и задания
- § 4. Изменения в хозяйственной и социальной жизни края во второй половине XVII в. Рост крупного землевладения
- Вопросы и задания
- § 5. Города Орловского края
- Вопросы и задания
- § 6. Быт, культура, духовная жизнь
- Вопросы и задания
- § 7. Будни и праздники земледельца
- Вопросы и задания
- Документы
- § 8. Строительство церквей и монастырей в Орловском крае в XVI—XVII вв.
- Вопросы и задания
- Глава 6. Орловский край в XVIII в.
- § 1. Административное деление и города Орловского края в XVIII в.
- Вопросы и задания
- Документы
- § 2. Хозяйственная жизнь Орловского края в XVIII в.
- Вопросы и задания
- Документы
- § 3. Социальная борьба в Орловском крае в XVIII в.
- Вопросы и задания
- Документы
- § 4. Культура Орловского края в XVIII в.
- Писатели и поэты — уроженцы Орловского края
- Вопросы и задания
- § 5. Быт и народная культура в XVIII в.
- Вопросы и задания
- § 6. «Дворянские гнезда» Орловского края
- Вопросы и задания
- § 7. Храмы и монастыри Орловского края в XVIII в.
- Вопросы и задания
- Глава 7. Орловский край в первой половине хiх в. § 1. Орловская деревня в первой половине XIX в. Изменения в сельском хозяйстве губернии
- Вопросы и задания
- § 2. Положение государственных крестьян.
- Вопросы и задания
- § 3. Религия в жизни крестьян. Жизнь и быт сельского духовенства
- Вопросы и задания
- Документы.
- § 4. Крестьянские выступления в Орловском крае
- Вопросы и задания
- Документы
- § 5. Дворянский усадебный быт в первой половине XIX в.
- Вопросы и задания
- § 6. Развитие промышленности и торговли в Орловской губернии в первой половине XIX в.
- Вопросы и задания
- § 7. Кустарные промыслы и ремесла
- Вопросы и задания
- Документы
- § 8. Орловский край в Отечественной войне 1812 г.
- Вопросы и задания
- Документы
- § 9. Орловцы-декабристы
- Вопросы и задания
- § 10. Культура Орловского края в первой половине XIX в.
- Вопросы и задания
- Документы
- Глава 8. Отмена крепостного права в орловской губернии. § 1. Крестьянское хозяйство Орловской губернии накануне реформы.
- Вопросы и задания
- Документы
- § 2. Обстановка в губернии во время обнародования «Манифеста об отмене крепостного права» и «Положений 19 февраля 1861 г.».
- Вопросы и задания
- Документы
- § 3. Результаты крестьянской реформы в Орловской губернии
- Вопросы и задания
- Документы
- Глава 9. Орловский край во второй половине XIX в. § 1. Сельское хозяйство Орловской губернии во второй половине XIX в.
- Вопросы и задания
- § 2. Развитие промышленности, транспорта и торговли во второй половине XIX в.
- Вопросы и задания
- Документы
- § 3. Быт и нравы крестьян Орловской губернии во второй половине XIX в.
- Вопросы и задания
- § 4. Облик городов Орловского края во второй половине XIX в.
- Вопросы и задания
- Документ
- Глава 10. Революционное движение в орловском крае во второй половине XIX в. § 1. Народническое движение в Орловском крае
- Вопросы и задания
- Документы
- § 2. Формирование рабочего класса и начало рабочего движения на Орловщине.
- Вопросы и задания
- Документы
- Глава 11. Культура орловского края во второй половине XIX в. § 1. Культурная жизнь Орловского края
- Вопросы и задания
- § 2. Выдающиеся ученые, писатели, поэты, художники — уроженцы Орловского края
- Вопросы и задания
- § 3. Духовная культура Орловского края XIX в.
- Вопросы и задания
- Евгений иосифович чапкевич
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Компьютерная правка и дизайн – аш.