logo
Новая+история+Орловского+края

§ 7. Храмы и монастыри Орловского края в XVIII в.

В Орле по сравнению с соседними городами Болховом, Мценском, Ливнами, не говоря уже о Кромах, имелось большее количество каменных храмов. Это были церкви Богоявления, Воскресения, Николы Чудотворца, а также соборная Введенская церковь женского монастыря. В Успенском мужском монастыре уже стоял целый ряд каменных храмов: Успенский собор, церковь Иоанна Предтечи и надвратная церковь Петра и Павла на Святых воротах.

Соборы Вознесенского и Христорождественского монастырей созданы по схеме восьмерик на четверике. Формы нарышкинского барокко наиболее интенсивно применяются в начале XVIII в. Сохранившиеся памятники представляют оба типа — четверик, перекрытый сомкнутым сводом (с глухим пятиглавием — Троицкая церковь в Болхове), и восьмерик на четверике (Богоявленская церковь в Орле).

Церковь Вознесения Господня (Михаила Архангела). Конец XVII ~- начало XVIII вв. г. Мценск

Церковь Богоявления Господня. Нач. XVIII в. г. Орел

Отличительной чертой церковных памятников начала XVIII в. является интерес к построению фасадов и выделение главного среди них. В Ливнах, Болхове и с. Мореве у храмов, поставленных на высоких холмах над речками, выделялись фасады, обращенные к городу или к селу.

Церковь Св. Дмитрия Солунского. XVII! в. г. Дмитровск

Все эти памятники не образуют единой местной школы, будучи отголосками различных стилистических тенденций в московском зодчестве, но уже здесь определялись два типа, характерных для Орловщины XVIII в.: восьмерик на четверике и четверик под сомкнутым сводом.

С первой трети XVIII в. до наших дней сохранились лишь два здания. В 1726-30-х гг. возводится надвратная церковь-колокольня Сергиевского монастыря в Ливнах. В ней еще преобладают традиции XVII в., но уже появляются отдельные приемы барокко. Другой памятник — храм во имя Дмитрия Солунского в Дмитровске, который был сооружен в 1720-е гг. Эта постройка имела уже формы европейского барокко, однако ее тип — (высокий крещатый храм, завершенный восьмериком

и стилистические особенности) роднит ее и с украинским барокко.

В целом строительство культовых зданий остается достаточно разнохарактерным и в 1740—50-е гг. — сохранившиеся памятники резко отличаются друг от друга.

В вотчинах крупных землевладельцев, имевших возможность заказать проект и его исполнение мастерам высокой квалификации, появлялись первоклассные произведения. Для 1750-х гг. образец подобного зодчества — церковь в усадьбе Каменских — Сабурове. Своей композицией — восьмерик на четверике — она связана с местной традицией, однако имеет ряд уникальных декоративных элементов барочного характера.

Последовательное и взаимосвязанное развитие архитектуры Орловского края начинается с 60-х гг. XVIII в., когда число сохранившихся памятников резко увеличивается, притом становится возможной их типологическая и стилистическая группировка. В истории русской архитектуры эти годы считаются периодом перехода от барокко к классицизму который выступает уже вполне сформировавшимся в строительстве Москвы и Петербурга. Однако на Орловщине они связаны с расцветом местного варианта барокко.

1760—70-х гг.- Церковь Св. Живоначальной Троицы. 1708 г. г. Болхов

От 1760-70-х гг. сохранилась 21 постройка, из них к типу восьмерик на четверике относятся 11, им родственны четыре подобных храма, но с северным и южным приделами.

Замечательным памятником барокко является церковь Св. Живоначальной Троицы в с. Пирожкове (Свердловский район), обладающая удачными пропорциями, нарядностью многочисленных профилировок, смелым и красивым узором наличников. Это одна из лучших в области построек в стиле барокко.

Построенная в 1770-х гг. Троицкая церковь во Мценске. с геометрической четкостью декорации и ее элементами, уже близка к произведениям раннего классицизма.

Об эволюции к раннему классицизму свидетельствуют Ахтырская, стоящая невдалеке от высокого правого берега Оки, и Николо-Песковская церкви в Орле, хотя типологически они архаичны: их сомкнутые своды завершены глухим пятиглавием.

Храмы сел Коротыш (Ливенский район) и Бобрики (Мценский район) характерны для раннего классицизма. Однако зрелый классицизм купольных столичных построек проникал сюда настолько медленно, что даже во Введенской церкви Болхова, поставленной в нижней части города, в излучине реки Нугрь при въезде в Болхов со стороны Орла, и освященной в 1800 г., возродившей тип крестово-купольного 4-столпного храма, центральная ячейка перекрыта не куполом, а сомкнутым сводом на четырехгранном основании.

Среди колоколен больше всего распространены сооружения с композицией из трех четвериков. Церковь в с. Бредихине (Корсаковский район) — единственная двухколокольная постройка Орловщины, обнаружившая соприкосновение архитектуры края с целым кругом произведений московского классицизма последней трети XVIII в.

Купол появляется в постройках 1790-х гг. не получив привычного для классицизма облика — с круглым световым барабаном, с равномерно прорезанными проемами.

Церковь Ахтырской Божией Матери (Никитская). XVIII в. г. Орел

Одной из самых больших купольных построек на Орловщине до сих пор остается церковь Св. Михаила Архангела (Успенская) в Орле. Она была заложена в сентябре 1801 г. в центре города, на правом низком берегу р. Орлика (Орла), в бывшей Посадской слободе

История ее начинается в XVII в.: в 1678 г. был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с колокольней. В 1730 г. рядом с ним для зимнего богослужения купцом Калашниковым была выстроена каменная церковь Св. Архистратига Михаила. К концу XVIII в, оба храма стали тесны для выросшего прихода и к тому же обветшали, поэтому их разобрали и начали строительство более вместительной Церкви.

В 1803 г. была построена трапезная с двумя престолами: во имя Страстной иконы Божией Матери (справа) и Св. Архангела Михаила (слева). Окончательно работы были завершены в 1817 г., когда освятили главный престол во имя Успения Божией Матери и по левую сторону — во имя Св. мученика Иоанна Воина. (Престол по правую борону был освящен в сентябре 1900 г. во имя св. Феодосия — архиепископа Черниговского.) С окончанием строительства храма Орел получает красивейшую и на довольно длительное время самую вместительную (до постройки Покровской и Смоленский) церковь в городе. С этого времени Михаило-Архангельская церковь, хотя она и не являлась соборной, используется для различных торжественных мероприятий. Соперничать с ней мог только Петропавловский собор, заложенный в 1797 г., но он довольно долго строился, а потом находился в стадии бесконечных ремонтов и переделок.

Церковь Успенская (Св. Михаила-Архангела). XVIII в. г- Орел

С созданием Орловской губернии в мае 1788 г. Севско-Брянская епархия была преобразована в Орловско-Севскую. Первым епископом Орловско-Севским стал Преосвященный Аполлос. а его преемником — епископ Досифей. Первоначально в пределах новообразованной Орловской епархии насчитывалось 819 церквей: 560 церквей были отчислены из Севской епархии, 196 — из Воронежской и 63 — из Крутицкой. В сентябре 1779 г. в Орле было открыто духовное училище.

Непростым оказалось развитие монастырской жизни. В начале XVIII в., в годы Петровских реформ, многие монастыри были упразднены. В оставшихся в соответствии с царскими указами числились на содержании отставные поенные. Например, на содержании монахов Орловского Успенского монастыря числились шесть ветеранов.

Но развитие орловских монастырей продолжалось. В течение пяти лет — с 1703 по 1708 г. — в Орловской Введенской обители строится новый каменный соборный храм. Главный холодный престол его был освящен во имя Введения Пресвятой Богородицы, теплый придельный — во имя Св. Афанасия и Кирилла Александрийских. Со второй половины XVIII в, началась цепь перестроек, приведших в итоге к полной утрате Введенским собором своего первоначального облика.

Однако реформа Екатерины II 1764 г. нанесла большой удар по монастырской жизни. Обители были поделены на классы и окончательно лишены земельных владений, переведены на ежегодное государственное содержание. В результате в крае большинство монастырей было упразднено или переведено за штат. В конце XVIII в. на Орловщине оставалось всего три заштатных монастыря (во Мценске, Новосиле и Болхове) и 2 монастыря третьего класса — Введенский женский и Успенский мужской (оба в Орле). Но, несмотря на это, образование Орловской губернии и Орловско-Севской епархии открыло новую страницу церковной и монастырской жизни на Орловщине. новый качественный этап духовного просвещения.