logo
Новая+история+Орловского+края

§ 8. Строительство церквей и монастырей в Орловском крае в XVI—XVII вв.

В XVI столетии территория Орловщины была приписана к различным епархиям. Основная ее часть вошла в Крутицкую епархию, западная часть края — Болховский, Карачевский и Брянский уезды — была отнесена к Смоленской епархии.

XVI век ознаменовался интенсивным церковным строительством. С возведением городов на засечной черте строятся церкви и монастыри. Предположительно к 1500 г. относится первое упоминание о Мценском Петровском монастыре, находившемся во Мценской крепости. Сейчас о нем напоминает древняя Петропавловская церковь — бывший собор монастыря.

Одним из старейших является Болховский Рождества Богородицы Оптин мужской общежительный монастырь, который располагался на берегу реки Нугрь в километре от города. Вероятно, он был основан князьями Милославскими; по другой версии, монастырь построен раскаявшимся атаманом разбойников Оптой, отчего якобы и происходит его название. На самом деле «Оптина» означает «общий», имевший, видимо, первоначально два отделения — мужское и женское.

После основания Болхова близ него создается и монастырь Рождества Христова — первый женский монастырь в Орловском крае.

В XVI в. в Орле на Ввозной горе был основан Богоявленский (впоследствии Успенский) мужской монастырь. Тогда же в городе Мценске, у устья речки Мцны, напротив Соборной горы был построен женский Архангельский монастырь. Оба эти монастыря прекратили свое существование в Смутное время.

К концу XVI в. на Орловщине было основано еще два мужских монастыря: Сергия Радонежского в г. Ливны на высоком и скалистом берегу реки Сосны (первое упоминание о нем содержится в жалованной грамоте 1592 г.) и Троицкий — в Кромах.

В начале XVII столетия продолжалось интенсивное культовое строительство. Но вскоре ситуация резко изменилась. Начинается Смутное время и военное лихолетье. Храмы разрушаются, монастыри разграбляются. Несколько десятилетий города региона лежали в руинах, и лишь постепенно духовная жизнь возрождалась. Восстанавливались старые и строились новые храмы и обители.

В 1619 г. впервые упоминается Троицкий Свято-Духов монастырь, расположенный в селе Задушное, в живописной излучине реки Зуши, в 4-х километрах от города Новосиля, Известность монастырю приносило наличие чудотворной иконы Св. Николая, предположительно XII в. Реставрировавший ее в 1855 г. художник Подключников считал, что это одна из древнейших русских икон. Вкладчиками монастыря были цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Иоанн V, Петр I, царица Мария Ильинична, правительница Софья, а в XVIII в. — императрица Елизавета Петровна.

Город Ливны в 1618 г. был взят штурмом и сожжен гетманом Копашевичем-Сагайдачным. Судьбу города разделил и Сергиевский монастырь. Но уже в следующем году обитель была восстановлена, и в нее из Москвы прислали образа, богослужебные книги и прочие церковные принадлежности. В XVII в. монастырь пострадал еще дважды. В 1647 г. в церкви Николы Чудотворца начался пожар, дотла уничтоживший монастырь и большую часть города. А в 1661 монастырь сгорел и был «без остатку разорен» во время набега крымских татар, но вскоре вновь восстановлен.

В 1629 г. после событий Смутного времени восстанавливается мужской Троицкий монастырь в Кромах.

В Орле, как только к июлю 1645 г. работы по возведению крепостных стен были завершены, служилые принялись за восстановление приходских церквей.

Одной из первых была отстроена Воскресенская церковь в Стрелецкой Новоприборной слободе. В июле 1636 г. «дворяне, дети боярские, дворники и орляне Егорьевского приходу» подали челобитную о восстановлении церкви Георгия Христова мученика, находившейся за рекой Орликом в Большом остроге. Эта церковь также была сожжена в годы Смутного времени. Восстановленная деревянная церковь простояла до начала XVIII в. По-видимому, вскоре была восстановлена и церковь Николы Чудотворца с приделом Св. Фрола и Лавра в крепости. Первое упоминание о ней относится к 1644 г.

Немного позднее была возобновлена на своем прежнем месте, за рекой Окой, церковь во имя Покрова Богородицы. В центре города высился деревянный Рождественский собор, построенный в 1636 г. на месте одноименного храма, стоявшего здесь в XVI в. В ночь с 23 на 24 декабря 1676 г. собор сгорел со всей церковной утварью. На месте сгоревшей была построена новая, деревянная же соборная церковь, а церковную утварь для нее — иконы, книги и ризы — прислали из Москвы.

В конце XVII в. инициаторами каменного строительства выступают монастыри — Богоявленский в Орле, Оптин и Христорождественский в Болхове, Вознесенский и Петропавловский во Мценске, Сергиевский в Ливнах. К концу века определились и основные типы культовых зданий Орловщины того времени.

Наиболее ранний из уцелевших памятников этого периода — Троицкий собор Болховского Оптина монастыря (начат - в 1668 г.) — первая каменная постройка на Орловщине. Это 4-столпный пятиглавый храм с шатровой колокольней, вплотную примыкавшей к нему с западной стороны. Трапезной при храме не имелось, и по своему внешнему виду церковь представляла из себя довольно редкий тип архитектуры. В ее облике наличествуют каноны патриарха Никона. Однако характер членений и отдельные их элементы говорят о влиянии более ранней московской архитектуры. С тем же связана и трактовка пятиглавия, превращенного в мотив декоративного украшательства.

Оптин монастырь пользовался особым царским расположением: в 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне Милославской, вотчина отца которой находилась в Болховском уезде. Благорасположение к родине царицы было настолько велико, что в 1681 г. царь Федор Алексеевич хотел учредить в Болхове новую епархию, в состав которой вошли бы города Мценск, Новосиль, Карачек, Кромы и Орел, но из-за последовавшей вскоре его смерти это намерение так и не было осуществлено.

Орловский Богоявленский (Успенский) монастырь в годы Смутного времени разделил судьбу города. После восстановления Орла жители неоднократно обращались с просьбами о восстановлении монастыря, но о возрождении обители на старом месте — в версте от города — не могло быть и речи. В 1641 г. орловский посадский священник Борис Кузьмин построил в Орловском остроге деревянную церковь Богоявления Христова с приделами Николая Чудотворца и святых чудотворцев Козмы и Дамиана, а в 1646 г. была выстроена и теплая церковь Бориса и Глеба. Построенные же им храмы по завещанию должны были отойти под новый монастырь.

В синодике Богоявленского монастыря перечисляются 8 игуменов, преемственно управлявших монастырем до перенесения его на новое место: Герман, Галактион, Корнелии, Сосипатр, Нов, Феодосии, Антоний и Евфимий.

Имя игумена Евфимия, руководившего Богоявленским, а впоследствии и Успенским монастырем около полувека, начинает упоминаться в документах во второй половине 70-х годов XVII в. Благодаря этому умному и энергичному настоятелю из бедной деревянной обители монастырь превратился в один из самых благоустроенных и богатых на Орловщине.

С его именем связано начало каменного строительства в Орле. Улучшившееся финансовое положение обители позволило Евфимию предположительно в конце 70-х — начале 80-х гг. заложить в монастыре каменный Богоявленский собор, оконченный в начале XVIII века. Его массивный объем и огромная колокольня высотой более тридцати метров, поднявшиеся в центре города, надолго стали доминантой его архитектурной композиции. Другой заботой Евфимия стало основание за городом Успенской пустыни.

В 1680 г. при игумене Евфимий Богоявленский монастырь в Орле сгорел. Возможно, это несчастье и подтолкнуло его к решению о переносе обители на прежнее место — на Ввозную гору к Успенской пустыни, где он существовал в XVI в. В 1680-е гг. монастырь был перенесен и получил название Успенского. Там в 1688 г. строится каменный однопрестольный храм во имя Успения Богородицы с каменной колокольней. В день закладки Успенской церкви из бывшего Богоявленского монастыря туда была принесена икона Успения Божьей Матери.

В Успенском монастыре возводятся также надвратная церковь Петра и Павла (1693 г.), церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), келейный и настоятельский корпуса, ограда с башнями и воротами, пивоварня и солодовня (нач. ХIII в.). Монастырь в это время представлял из себя цельный и красивый ансамбль. Благодаря трудам архимандрита Евфимия к началу XVIII в. монастырь имел Хорошо налаженное хозяйство. Монастырскими крестьянами ежегодно обрабатывалось более 120 десятин земли, с которой собирали ржи до 985 копен, ячменя 120 копен, проса 27 копен, гречихи 400 копен, конопли 34 копны.

Орловский Введенский девичий монастырь значительно уступает в древности мужскому монастырю в Орле. В документах XVII в. отсутствует какое-либо упоминание о существовании в XVI столетии в городе женской обители. В то время на месте будущего монастыря стояла деревянная церковь во имя Св. Афанасия и Кирилла Александрийских, В Смутное время церковь сожгли, и на ее месте долгое время находился погост с кладбищем.

В конце XVII в. благословляется на этом месте строить обитель. Надзирать за строительством было поручено игумену Богоявленского монастыря Евфимию Первой игуменьей обители стала старица Елизавета, принявшая сан схимонахини с именем Евдокии.

Восстанавливается и Архангельский девичий монастырь (затем переименованный в Вознесенский) во Мценске. К середине XVII в. во Мценске образовалась женская община из двух десятков стариц, которые подали челобитную с просьбой вновь открыть монастырь. В 1659 г. митрополит Сарский и Подонский Питирим выдал освятительную грамоту, в которой было указано «...строить монастырь церкви Архангела Михаила да Благовещения Христова». В 1662 г. по его грамоте строительницей девичьего монастыря была назначена старица Ефросинья Ивановская. В мае 1695 г. во время городского пожара Вознесенский монастырь полностью сгорел.

После этого несчастья началось строительство в конце XVII в. каменной соборной Вознесенской церкви с тремя престолами: Вознесения Господня, Св. Михаила Архангела и Св. Иоанна Предтечи, продолжавшееся еще в начале XVIII в. Кроме строившегося собора в монастыре в это время была еще деревянная церковь Михаила Архангела.

Отстраивается Петровский монастырь г. Мценска. В 70-е гг. XVII в. в нем строится каменный семиглавый соборный храм Введения Пресвятой Богородицы с тремя престолами. В 1694 г. Петровский монастырь переводится на новое место, ниже по течению Зуши, где продолжил свое существование под названием Петропавловского, а Введенская церковь была обращена в приходскую. Строительство Петропавловского монастыря на новом месте (современный район железнодорожного вокзала) началось с закладки в 1695 г. кирпичного Покровского собора с приделом Св. апостолов Петра и Павла. Стараниями монастырских вкладчиков и монашествующих обитель постепенно отстроилась и приобрела весьма благоустроенный вид.

К концу XVII в. на Орловщине существовало 11 монастырей (6 мужских и 5 женских), расположенных в шести городах края. Тогда Орел и Кромы с округой переводятся из Крутицкой епархии в Коломенскую. Центром духовного управления г. Орла и его уезда становится Орловский духовный приказ, переименованный уже в середине XVIII в. в духовное правление.