logo
Новая+история+Орловского+края

Глава 11. Культура орловского края во второй половине XIX в. § 1. Культурная жизнь Орловского края

Просвещение в Орловской губернии. Реформы 1860— 1870-х гг. оказали серьезное влияние на развитие просвещения, в том числе и в Орловской губернии. В пореформенные десятилетия на Орловщине возрастает число средних учебных заведений. Если в первой половине XIX в. в Орле существовала только одна гимназия, то к концу столетия их насчитывалось уже три: мужская, Николаевская женская, частная женская гимназия М. В. Гиттерман. Кроме того, в городе действовала мужская прогимназия. Открываются гимназии и почти во всех уездных городах — Болхове, Брянске, Ельце, Дмитровске, Ливнах и др. Основной контингент учащихся гимназий составляли представители привилегированных слоев общества — дети дворян, чиновников, купцов.

Во второй половине XIX в. возникают новые типы средних учебных заведений. В 1865 г. в губернском центре был основан Александрийский институт благородных девиц, предоставлявший всестороннее образование девочкам из дворянских и чиновничьих семей. В 1873 г. в Орле открывается реальное училище, в котором большое внимание уделялось изучению физики и математики. Выпускники реального училища затем продолжали образование в высших технических учебных заведениях. Среди них можно выделить таких известных людей, как ученый-лесовод М. М. Орлов, биолог и художник В. А, Беляев, революционеры — братья И. Ф., Я. Ф. и С. Ф. Дубровинские.

Институт благородных девиц

Многие выпускники орловских учебных заведений оставили заметный след в отечественной истории и культуре. Так, в Орловской 1-й мужской гимназии в рассматриваемый период в разное время обучались писатель Л. Н. Андреев, астроном П. К. Штернберг, математик А. П. Киселев, полярный исследователь В. А. Русанов, его двоюродный брат — революционер Н. С. Русанов. В Орловской гимназии учился и будущий премьер, выдающийся государственный деятель П. А. Столыпин. В Орловской духовной семинарии обучался известный русский религиозный философ и мыслитель С. Н. Булгаков. Это учебное заведение окончили композитор В. Я. Калинников, авиаконструктор Н. Н. Поликарпов и др.

П.К.Штернберг

Большую роль в развитии начального образования в это время играли земства, которые открывают свои школы во всех уездах губернии. Учащиеся в земских школах составляли 2/3 от общего числа учащихся. По степени обеспеченности земскими школами выделялся Дмитровский уезд, где на одну школу приходилось 193 ученика, а также Кромской и Ливенский уезды. Среди наиболее старых земских школ на Орловщине можно отметить школы в селах Гнилуша и Ловчиково Орловского уезда (ныне Глазуновский район), Верхнесосенскую и Вышнежерновскую школы Малоархангельского уезда (ныне Покровский район) и др. Земства Орловской губернии выделяли средства на жалованье учителям, ремонт школьных помещений, приобретение учебных пособий. Расходы на содержание школ составляли до 60% бюджета уездных земств.

Николаевская женская гимназия

Другим типом начальных учебных заведений были церковноприходские школы, находившиеся в ведении духовенства. С открытием земских учебных заведений количество школ духовного ведомства начинает сокращаться, однако к концу XIX в. их численность вновь возрастает. Несмотря на увеличение числа начальных училищ всех типов, их количество явно не соответствовало возросшей потребности населения в образовании. В первую очередь это касалось крестьянства. Только 58% сельских детей в губернии могли посещать школу.

Орловская пресса. В пореформенные годы в Орловском крае, так же как и по всей России, возникают новые издания. С 1865 г. в Орле стали выходить «Епархиальные ведомости» — официальная газета православной церкви. Подобно «Губернским ведомостям» она состояла из двух частей. В неофициальной части было опубликовано немало материалов по истории отдельных монастырей, церквей, православных святынь, до сих пор представляющих большой интерес для изучения истории края.

В 1873 г. в Орле была основана первая частная газета — еженедельный «Орловский справочный листок». Инициаторами его появления стали братья Александра Тарачкова — Николай и Андрей, работавшие в Орловском кадетском корпусе. В 1876 г. «Орловский справочный листок» был переименован в «Орловский вестник». Его редактором и одновременно издателем становится А. Н. Чудинов, известный педагог и литератор, последователь В. Г. Белинского. С этого времени газета является центром общественной и культурной жизни губернии, так как в уездных городах своих местных изданий не было. Вопросы благоустройства, деятельность культурно-просветительных обществ, развитие просвещения и здравоохранения находили свое отражение на страницах газеты в форме коротких заметок или обстоятельных репортажей. В «Орловском вестнике» печатались произведения И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, Л. Н. Андреева.

«Орловский вестник» был крупным явлением в культурной жизни губернии, пользовался широкой популярностью. Он распространялся не только во всех уездах Орловской губернии, но и за ее пределами — подписка на газету принималась в Курске, Липецке, Москве, Петербурге, Варшаве. По свидетельству современников, газета считалась одной из лучших среди изданий провинциальных городов России.

Орловские библиотеки. Во второй половине XIX в. отличительной приметой культурной жизни губернии становятся библиотеки.

В это время в Орле существовали библиотеки в Дворянском и Купеческом собраниях. Кроме того, при частных книжных магазинах были открыты библиотеки на платной основе. Однако все они обслуживали в основном состоятельных людей — дворян, купцов, чиновников. Большинство горожан были лишены возможности пользоваться этими библиотеками. С развитием буржуазных отношений многие жители Орла и уездных городов нуждались в расширении своего кругозора, в приобретении новых знаний. А поскольку одним из основных источников их являлась книга, возникала потребность в создании общедоступных библиотек.

В губернском городе такие библиотеки появляются только в конце XIX в. В 1893 г., в год 10-летия со дня кончины великого русского писателя И. С. Тургенева, Орловский комитет народных чтений решил почтить его память созданием библиотеки. По всей губернии был организован сбор пожертвований, и в июне 1894 г. в Орле начала свою работу Тургеневская бесплатная библиотека-читальня. Большой популярностью пользовалась она среди бедного городского населения, не имевшего доступа в платные библиотеки. Однако Тургеневская библиотека располагала довольно скромным книжным фондом, испытывая в своей деятельности постоянные материальные затруднения.

1899 г. был отмечен в России юбилейными торжествами в связи со 100-летием со дня рождения А. С. Пушкина. Комиссия, созданная в Орле из представителей дворянства, городских властей, местной интеллигенции, приняла решение о создании библиотеки в честь поэта. В мае 1900 г. в губернском центре состоялось открытие второй общегородской библиотеки — Пушкинской. В отличие от Тургеневской она была платной. Пушкинская библиотека располагала обширными книжными фондами. Уже к августу 1900 г. в ней насчитывалось более 15 тысяч томов, в то время как в Тургеневской библиотеке — лишь около 2 тысяч.

В конце XIX в. появляются общедоступные библиотеки и в уездных городах. С инициативой их открытия выступала местная либеральная интеллигенция, земства, городские думы. В октябре 1894 г. в Новосиле была открыта земская бесплатная библиотека. В апреле 1895 г. начала свою работу городская библиотека в Кромах.

Театральная, музыкальная и художественная жизнь Орловского края во второй половине XIX в. Драматический театр.

Театральная площадь, г. Орел

В культурной жизни провинциального Орла театр занимал особое место. Как наиболее демократичный вид искусства, он привлекал к себе внимание самых разных слоев населения.

В 1862 г. Орел получает ценный подарок от городских властей — у входа в городской сад было построено новое каменное здание театра. Оно выгодно отличалось от предыдущих, включая в себя вместительный 3-ярусный зал, ложи, удобную сцену. До наших дней здание театра не сохранилось, оно погибло от пожара в 20-е гг. XX в.

Среди орловских театральных деятелей той поры самой яркой и крупной фигурой был Петр Михайлович Медведев (1837—1906) — известный русский режиссер, актер. В 1872—1874 гг. он выступал с труппой в Орле. В своих постановках Медведев стремился решать серьезные художественные задачи. Наряду с развлекательными пьесами он активно включал в репертуар лучшие произведения русской драматургии — пьесы Островского, Гоголя, Сухово-Кобылина. За два театральных сезона в Орле было поставлено 18 пьес Островского.

Особенно велика заслуга режиссера в выявлении и воспитании актерских талантов. Медведев годами создавал свой театральный коллектив, тщательно подбирая актеров, заботился о развитии их дарования. В труппе Медведева на орловской сцене выступали М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, В. Н. Давыдов и др. впоследствии знаменитые актеры, прославившие отечественное театральное искусство.

Г. Н. Федотова

Крупным событием в театральной жизни Орла конца XIX в. стали гастроли двух выдающихся русских актрис — П. А. Стрепетовой и Г. Н. Федотовой. Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850—1903) — актриса ярко выраженного драматического дарования, в начале 1870-х гг. завоевавшая симпатии орловской публики исполнением роли Катерины в пьесе «Гроза». Выступления Стрепетовой в Орле в конце ноября — начале декабря 1894 г. были отмечены крупным успехом.

Уроженка Орла, выдающаяся русская актриса Гликерия Николаевна Федотова (1846—1925) неоднократно приезжала в родной город. В 1884 г. орловцы видели ее в роли Кручининой в пьесе «Без вины виноватые», в 1887 г. — в спектакле «Гроза». В ноябре 1895 г. в губернском центре с триумфальным успехом прошли большие гастроли Федотовой, во время которых она выходила на орловскую сцену восемь раз. Мастерству Федотовой в равной степени были подвластны комедийные, бытовые и драматические роли.

Музыкальная жизнь. Во второй половине XIX в. происходят существенные перемены в развитии музыкальной культуры на Орловщине. Основная роль в этом принадлежала местной интеллигенции. В 1861 г. в Орле возникает первый симфонический оркестр. Его создателем был Венедикт Флорианович Генчель — выходец из Австрии, одно время служивший капельмейстером пехотного полка в Болхове. Ему также принадлежал единственный в то время музыкальный магазин в Орле, являвшийся одним из первых очагов развития музыкального искусства в крае.

Осенью 1861 г. в Орле было создано филармоническое общество, ставившее своей целью популяризацию русской и зарубежной классической музыки. А в январе 1877 г. в губернском центре состоялось торжественное открытие Орловского отделения Русского музыкального общества. Его директором был избран Генчель.

С первых же дней существования предметом особой заботы общества стало развитие музыкального образования в городе. В сентябре 1877 г. в Орле появляется первое музыкальное учебное заведение — музыкальные классы Орловского отделения Русского музыкального общества, позднее переименованные в музыкальное училище. Здесь преподавались история и теория музыки, сольное и хоровое пение, игра на фортепиано, виолончели и скрипке. Деятельность училища благотворно повлияла на состояние музыкальной культуры в городе.

Благодаря деятельности Орловского музыкального общества с конца 1870-х гг. в Орле стали периодически проходить концерты, в которых выступали не только знаменитые русские музыканты, но и зарубежные исполнители. С большим успехом состоялись концерты таких крупных в то время мастеров, как испанский скрипач П. Сарасате, французская певица, ученица Полины Виардо Дезире Арто, выступления которой И. С. Тургенев называл триумфами.

В конце XIX в. оживляется музыкальная жизнь и в уездных городах Орловщины. В 1881 г. создается музыкальное общество в Ельце, в 1892 г. — музыкально-драматический кружок в Ливнах, в 1894 г. — во Мценске. Среди членов уездных музыкальных обществ и кружков встречались и весьма квалифицированные профессионалы. К их числу принадлежал инспектор Болховского городского училища Алексей Алексеевич Крицын, издавший в 1891 г. «Краткий курс хорового пения для учительских семинарий, городских, приходских и сельских училищ».

В истории отечественной музыкальной культуры Орловщина известна прежде всего как родина замечательного русского композитора Василия Сергеевича Калинникова (1866—1900).

В.С.Калинников

Калинников — уроженец села Воин Мценского уезда. Как и у многих музыкантов, любовь к музыке и способности к ней у композитора проявились с детства. По окончании Орловской духовной семинарии Калинников успешно сдает экзамены в Московскую консерваторию, но спустя полгода становится студентом музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где проучился 7,5 года.

Мировую известность принесла Калинникову его Первая симфония, законченная в 1895 г. В течение последующих лет она исполнялась в концертах во многих европейских странах и везде имела огромный успех. Композитор, как отмечала критика, положил в основу своей симфонии народную песню, которую он вознес на высокую степень художественности.

Велико значение произведений Калинникова для русской музыкальной культуры. И хотя он успел написать совсем немного, этого достаточно для того, чтобы причислить его к крупнейшим русским композиторам.