logo
Новая+история+Орловского+края

Глава 10. Революционное движение в орловском крае во второй половине XIX в. § 1. Народническое движение в Орловском крае

Вскоре после отмены в России крепостного права на историческую арену выходит революционное народничество, основными идеологами которого были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев. «Бунтарь» Бакунин видел в русском крестьянстве «прирожденного» социалиста, поэтому он призывал к немедленному народному восстанию. «Пропагандист» Лавров исходил из того, что для свершения революции необходима продолжительная агитационная работа среди народных масс и серьезная теоретическая подготовка самих революционеров. А «якобинец» Ткачев считал, что революцию следует начинать с государственного переворота силами хорошо законспирированной организации. Народническое движение получило распространение и на территории Орловского края.

Одним из первых организаторов народнического кружка в Орле был Л. Е. Оболенский. Его кружок поддерживал связь со столичными революционерами, бывшими орловскими гимназистами. Так, г. братья Василий и Николай Махаевы, по агентурным сведениям, привезли в Орел большое количество запрещенных книг.

Для распространения среди учащейся молодежи. Одним из членов кружка Оболенского был сын орловского мещанина гимназист М. В. Чеботарев.

«В то время, — вспоминал известный народнический публицист Н. С. Русанов, старший двоюродный брат знаменитого полярного исследователя, — Орел был бойким не только торговым, но и интеллектуальным центром средней России, центром, где оседали группы пропагандистов, перед тем как двигаться в народ, и откуда год-два спустя двинется и значительная часть знаменитых апостолов хождения в народ летом 1874 года...»

Н. С. Русанов Л. Е. Оболенский

Летом 1872 г. гимназист Русанов вошел в кружок, созданный приехавшим на каникулы студентом Медико-хирургической академии Д. Г, Никольским. В своей автобиографической книге «На родине» Русанов рассказал о возникновении в том же году «нескольких родственных кружков», ставших «очагами местного революционного движения».

Они состояли из гимназистов, семинаристов, кадетов, телеграфистов, железнодорожных служащих, «управских» и «судейских» чиновников. Вначале это были кружки «бунтарей», объединившихся около сына директора гимназии М. А. Гриценкова. Некоторое время спустя в Орловском крае начали свою деятельность кружки «пропагандистов», сторонников П. Л. Лаврова.

Действовали и представители кружка Н. В. Чайковского. Члены их московского отделения Н. А. Армфельд и В. Н. Батюшкова вели разъяснительную работу среди крестьян Елецкого уезда. Поселились они в школах, попечительницей которых была близкая к народническим кругам Софья и три ее дочери — Евгения, Мария и Надежда.

В 1873 г. в Брянском уезде образовалось общество «арендаторов», во главе которого стояли Н. Добронравов и Томпаков. В его состав входили 11 человек, обосновавшихся в селе Дарковичи в имении Бахтина. Как извещал орловского губернатора помощник начальника губернского жандармского управления, члены общества пытались сблизиться с народом, ведя пропаганду среди крестьян, подталкивая их к борьбе «за землю и волю».

Во главе одного из самых крупных кружков в Орловском крае стоял П. Г. Заичневский, по определению Русанова, «умнейший из русских якобинцев». Членов его кружка именовали русановцами, «ткачевцами» и «набатчиками». (Ткачев редактировал издаваемый в Женеве журнал «Набат», поступавший нелегально и в Орел.) «Как хорошему и увлекательному оратору, ему, — сообщала член кружка Елизавета Оловенникова о своем руководителе, удавалось концентрировать вокруг себя наиболее чуткую молодежь, сообщать ей элементарные социально-политические и экономические знания и, в конечном результате, убеждать ее в необходимости идти на революционную работу...».

В кружок Заичневского входили воспитанник кадетского корпуса В. П. Арцыбушев, будущие члены «Народной воли» сестры Мария, Наталия и Елизавета Оловенниковы, дочь орловского священника Александра Азбукина, заведующий тайной гимназической библиотекой Иван Архипов, учительница М. В. Лаврова, воспитанница местной гимназии. М. Махаева и другие.

Кружок Заичневского громко заявил о себе в марте 1876 г., превратив похороны народника-орловца В. М. Махаева на орловском Троицком кладбище в своего рода политическую демонстрацию. Гроб несли члены кружка. Над свежей могилой яркую революционную речь произнес Арцыбушев.

Кружковцы открыли в Орле переплетную мастерскую На заработанные деньги содержали трех бедных гимназисток, внося за них плату за обучение. Вскоре Заичневский за «вредное влияние» на молодежь и участие в демонстрации на Казанской площади Петербурга был выслан из Орла.

Летом 1874 г. началось «хождение в народ». Орел, по словам Н. Русанова, становится «одним из пунктов сосредоточения пропагандистских сил России», генеральной квартирой одного из отрядов, двинувшихся в народ». Одними из первых — еще осенью 1873 г. — начали вести революционную агитацию среди тверских крестьян выпускники Орловского кадетского корпуса Дмитрий Рогачев и будущий писатель Сергей Кравчинский (Степняк).

В агитационной работе среди крестьян приняли участие сестры Евгения и Надежда Субботины, Старшая сестра вела пропаганду в своем курском имении, младшая, Надежда Субботина, — в Орловской женской гимназии и в елецком имении родителей Подворгольское.

В орловской сапожной мастерской и среди своих учеников вела революционную пропаганду член кружка Заичневского учительница А. X. Азбукина. Зашифрованный адрес мастерской был обнаружен при обыске у нашего земляка, Николая Федоровича Цвиленева.

Азбукина поддерживала связь с Н. В. Филатовым и Натальей Оловенниковой, сестрой известной народоволки, уроженки Покровского района Ошаниной (в девичестве Оловенниковой). Подозрение полиции вызывал и ее брат священник Михаил, который в разговорах с крестьянами высказывался насчет существующего строя.

В 1875 г. бывший семинарист, а потом учитель Гащенского сельского училища Павел Никифорович Трудковский вел агитационную работу среди ливенских крестьян. По доносу своего ученика подвергся аресту. При обыске у него были изъяты запрещенные книги «Хитрая механика» и «Сила солому ломит», которые он давал читать учащимся, и письмо его брата Ивана, воспитанника духовного училища. Братья Трудковские обвинялись по «Процессу 193-х». Причем Павел умер в Доме предварительного заключения еще до суда.

В августе 1875 г. был арестован бывший орловский семинарист, теперь приехавший на каникулы студент Медико-хирургической академии Петр Федорович Ефремов. Он обвинялся в том, что распространял среди крестьян с. Малинова Ливенского уезда полученные от Д. Никольского революционные брошюры «Бог-то бог», «Сказка о копейке» и «Русской революционной молодежи».

Активную пропагандистскую работу среди железнодорожных служащих, рабочих ремонтных мастерских и крестьян вел телеграфист на станции Хомутово, сын бывшего крепостного, самоучка А. С. Орлов.

Орлов неоднократно читал рабочим и обслуживающему персоналу станций Знаменская и Лопатино «под видом сказок» народническую литературу (в частности, «Хитрую механику») со своими комментариями. Пропагандист работал в контакте с телеграфистами Преображенским и Сорокиным, а также с выпускником Михайловского артиллерийского училища подпоручиком А. Б. Дудоровым, хорошо знавшим братьев Рогачевых. В ноябре 1876 г. Орлов был привлечен к возникшему в Орле делу о распространении «преступных воззрений». После девятимесячного одиночного заключения был сослан в Архангельскую губернию.

Число арестованных участников «хождения в народ» превысило четыре тысячи человек, входивших в три десятка Разных кружков. Суд над участниками массового движения демократической молодежи в народ продлился с 18 октября 1877 по 23 января 1878 г. Это самое крупное политическое судебное дело в России получило название «Большой процесс», или (по числу осужденных) «Процесс 193-х».

Среди привлеченных к суду было 10 орловцев, упоминавшиеся выше: Д. М. Рогачев, М. А. Гриценков, П. М. Махаев, В. П. Рогачева, С. А. Субботина, а также Иван Иванович Козачек, приговоренный к высылке на родину под присмотр полиции, член петербургского кружка «самарцев» Петр Васильевич Курдюмов, член того же кружка Марфа Герасимовна Никитина, участник круга «Киевская коммуна» Василий Федорович Фишер и воспитывавшаяся в семье Субботиных Вера Андреевна Шатилова.

Кроме того, по процессу проходили приезжавшие в «чайковец» Н. А. Чарушин, выпускник Орловской гимназии Николай Никитич Теплов, Евгения Константиновна Судзиловская, сестра известного революционера Н. К. Русселя-Судзиловского), служивший с 1881 г. в управлении Орловско-Гряжской железной дороги Дмитрий Петрович Соколов, Виктор Александрович Осташкин, живший в середине 1890-х гг. в Орле под негласным полицейским наблюдением.

Среди наиболее активных участников народнического движения в Орловском крае были: Арцыбушев Василий Петрович (1857—1916), уроженец Курской губернии, воспитанник Орловской военной гимназии (так одно время именовался кадетский корпус, активный член кружка Заичневского. Он был одни организаторов революционной газеты, членом бюро русской организации «Искры» и создателем и членом Самарского комитета РСДРП; Гедеоновский Александр Васильевич — родился 2 августа 1859 г. в с. Шаблыкине Карачевского уезда (районный центр Орловской области) в семье священника.

В 1876 г. перешел из Орловского духовного училища в местную семинарию, но курса ее не окончил. Находясь в семинарии, в 1876—1877 гг. организовал кружок, который получал нелегальную литературу от служивших в городе офицеров Красовского и Онучина.

Поступив в 1880 г. в Демидовский лицей в Ярославле, Гедеоновский организовал студенческий кружок самообразования. В следующем году вступит в партию «Народная воля», где занимался гектографированием нелегальной литературы.

В 1885—1886 гг. Гедеоновский работал статистиком в Орловской губернской земской управе. Неоднократно арестовывался и содержался в различных тюрьмах (в том числе и Орловской). Был выслан в Западную Сибирь, откуда в 1892 г. возвратился на родину. Служил в контроле сборов Орловско-Грязской железной дороги.

Вместе с земским статистиком Николаем Сергеевичем Тютчевым и железнодорожным служащим Марком Андреевичем Натансоном принял участие в создании партии «Народное право». По их инициативе летом 1893 г. в Саратове состоялся съезд представителей революционных Лужков, положивший начало «Социально-революционной партии «Народного права».

Гедеоновский проделал большую работу по закреплению связей партии, устройству тайной типографии. В апреле 1894. был арестован и выслан в Восточную Сибирь на пять лет. По возвращении из ссылки состоял под негласным надзором полиции. Участвовал в организации партии социалистов-революционеров, был членом ее Центрального комитета. Еще более заметную роль в народническом движении играл Заичневский Петр Григорьевич. Он родился 18 сентября 1842 г. в селе Гостинове Мценского уезда в семье отставного полковника. По окончании Орловской гимназии поступил в Московский университет, где стал одним из лидеров революционного студенческого движения. В 1862 г., находясь под следствием в московском застенке написал знаменитую прокламацию «Молодая Россия» « призывом к немедленной революции, за что был сослан в Сибирь.

По возвращении из ссылки был взят отцом на поруки с обязательством жить в имении родителей. В 1873 определился на службу в Орловскую уездную земскую управу и вскоре организовал из учащейся молодежи якобинский кружок. В 1877 г. был выслан в северную губернию. В Орел возвратился только через восемь лет.

Придерживаясь прежних заговорщических взглядов, издал новый кружок, установивший связи с Москвой, Костромой, Курском. В 1889 г. кружок был разгромлен. После двухлетнего тюремного заключения Заичневский ей оказался в сибирской ссылке. По возвращении из нее селился в Смоленске, где и умер 19 марта 1896 г.

В народническом движении в Орловском крае оставил свой след и Махаев Василий Матвеевич (ок. 1848 — 1871 г). Он с братом Николаем доставил в Орел запрещенные книги. Был близок с земляками Д. Могачевым и М. А. Гриценковым. Летом 1874 г., живя у врача И. И. Козачека в калужском селе Ловати, занимался пропагандой среди крестьян. В сентябре того же после обыска арестован и привлечен к «Процессу 193-х»

В марте 1876 г. был выпущен из тюрьмы на поруки с дозволением жить в течение шести месяцев под надзором полиции в Ялте. Он настолько ослабел, что везти его из Орла не было смысла. Через несколько дней он скончался на квартире Ошанина, (мужа члена Исполнительного комитета «Народной воли» Н. Оловенниковой). Похороны состоялись 28 марта на Троицком кладбище.

М. Н. Ошанина

Активной была роль в народническом движении семьи Оловенниковых. Сестры Оловенниковы Мария, Наталия и Елизавета, в отличие от двух братьев, связали свою жизнь с историей российского освободительного движения. Родились они в селе Покровском Покровской волости Малоархангельского уезда в дворянской семье. Старшая из них, Мария Николаевна, родилась 15 мая 1852 г., вторая, Наталия Николаевна, была третьим ребенком в семье, младшей была Елизавета. Все они связали свою судьбу с революционным движением в России.

Социально-политическое воспитание сестры Оловенниковы получили в Орле благодаря П. Г. Заичневскому. Мария Николаевна (в замужестве Ошанина) в 1878 г. вошла в организацию «Земля и воля». Участвовала в Липецком (была там единственной женщиной) и Воронежском съездах организации. Стала членом Исполнительного комитета партии «Народная воля». С 1880 г. возглавляла московскую народовольческую группу. В 1882 г. эмигрировала во Францию. Участвовала в организации «Группы ярых народовольцев».

Наталия Николаевна по окончании орловской Николаевской женской гимназии поступила на Георгиевские курсы в Петербурге и жила вместе со старшей сестрой. Во время хождения в народ поселилась в Воронежской губернии, работала фельдшерицей. С 1880 г. — член Исполнительного комитета «Народной воли». Со времени поступления народовольца И. Клеточникова на службу в III Отделение была посредницей между ним и исполкомом. С 1881 г. Но по заданию партии переселилась в Орел для местной работы.

Елизавета Николаевна о своей жизни и революционной работе подробно рассказала в автобиографии, написанной в апреле 1926 г. в Орле, Особенно важны ее воспоминания об орловском кружке Заичневского. Став народоволкой, она в качестве наблюдателя за передвижениями Александра II участвовала в покушениях на его жизнь. Находясь в одиночном заключении, заболела нервным расстройством. В 1891 г. ее направили на родину После 1917 г. — член Всесоюзного общества политкаторжан. Умерла 25 июня 1932 г. В ее похоронах на орловском Троицком кладбище участвовали одна из сестер и племянница Е. Н. Ошанина, бывшая социалистка, революционерка.

В разработке теории народнического, а затем и эсеровского движения большая роль принадлежит Русанову Николаю Сергеевичу. Он родился 16 сентября 1859 г. в О в семье богатого купца. С 1869 по 1877 г. учился в Орловской гимназии, где входил в кружок «бунтаря» Дмитрия Герасимовича Никольского, сына мценского священника выпускника Орловской гимназии. Русанов получил известность как комментатор «Капитала». Оказавшись за границей, тесно сблизился с П. Л. Лавровым, а также встречался с Энгельсом и Плехановым. В 1890-х гг. стал одним из организаторов в Париже в Группы старых народовольцев». В легальной печати выступал под псевдонимом «Н. Кудрин». В 1901 г. участвовал в основании «Вестника русской революции» — теоретического органа социалистов-революционеров. Он являлся автором автобиографической книги «На родине», повествующей о революционном движении в Орле в 1870-е гг.

Таким образом, уроженцы Орловского края оставили глубокий след в революционном движении в России