logo search
Новая+история+Орловского+края

§ 6. Быт, культура, духовная жизнь

Жилище. Быт русского крестьянина и горожанина на протяжении столетий менялся медленно и мало. Со времен Киевской Руси складывался из землянки и полуземлянки русский традиционный дом: на севере — изба, на юге — хата. Крыша у избы двускатная, у хаты — четырехскатная. В средневековье крыша избы была гораздо более высокой, чем в современном традиционном жилище. С крутых скатов хорошо спадал снег, не залеживался на крыше и не портил ее. И, самое главное, высокая крыша нужна была для того, чтобы дым от топившейся по-черному печи собирался наверху и выходил через особые небольшие окошки. Избы ставились узкой стороной на улицу, хаты — широкой, боковой. Для постройки избы употреблялся особый строевой лес, чтобы дом был теплым. На изготовление хаты шли более легкие и дешевые материалы, доступные для крестьянина, особенно в не слишком лесистых местах, где «строевого леса» не было. Хата делалась нередко из столбов, между которыми укладывались бревна, жерди или даже камыш. Вся постройка обмазывалась глиной. И хата, и изба в Орловском крае в отличие от северных построек ставились без подклета — особого полу подземного помещения. Дом на подклете лучше, чем просто наземный, защищен от высокого снега и весеннего разлива воды. Крышу обычно покрывали соломой. Окна в домах были очень маленькими. Это были небольшие отверстия, закрывавшиеся деревянной задвижкой.

Строительство дома сопровождали различные обряды. Сперва гадали, где лучше поставить дом. Нельзя было, например, строить дом там, где раньше проходила дорога: это место, где водится нечистая сила. Закладка дома сопровождалась принесением в жертву домовому курицы. Для переезда в дом выбирался особый день перед полнолунием, чтобы в доме всего было полно. В новый дом перебирались с огнем из старого очага, с хлебом, с тестом в квашне. Эти магические обряды должны были повлиять на богатство и благополучие в новом доме.

К дому примыкали хозяйственные постройки: сараи и клети, где хранились разнообразные хозяйственные вещи и запасы, жил скот. Сараи и заборы делались из плетня. Двор крестьянина устраивался так, чтобы изба или хата стояла внутри него, а на улицу были выдвинуты сараи и глухие стены.

Внутри жилище представляло собой однокомнатную постройку. Потолком служила крыша (особого потолка, как в современных домах, не было), пол был хорошо утрамбованный земляной. Разделения на отдельные комнаты не было. Главнейшим местом в жилище, центром дома была огромная печь — источник тепла, место приготовления пищи. Возле нее спала вся семья. Печь заменяла собою баню. Поскольку она топилась по-черному, то стены дома были покрыты многолетним слоем копоти и сажи. В холодное время года в избе держали молодую скотину — телят, ягнят, поросят и домашнюю птицу.

В доме царил полумрак из-за очень маленьких окон. Освещалось помещение лучиной. Вдоль стен тянулись лавки. На них сидели, а порой спали. Рядом с ними стоял стол. Одной стороной стол упирался в «красный угол», где висели иконы. Во время застолья почетное место за столом в "красном углу» занимал глава семьи — отец или старший брат. Мужчины ели ложками из одной миски, а женщины подавали пищу. Вилок не было. Посуда была деревянной и глиняной. Обычной пищей были похлебки и каши.

Для жителя средневековой России дом был особым местом. Здесь проходила почти вся его жизнь — от рождения до смерти. Здесь была его главная защита. Поэтому с домом были связаны различные поверья и обряды. Охраной дома был домовой, а двора — дворовой. И тому и другому порой нужно было делать подарки, чтобы не рассердились на хозяев.

В XVI—XVII вв. жилище крестьянина с его топившейся по-черному печью не отличалось от жилища служилого человека. Только у помещика дом был несколько больше, чем у его крестьян.