logo search
Новая+история+Орловского+края

§ 5. Население, землевладение и хозяйство Орловского края в XVI в.

Основную массу населения Орловского края в XVI в. составляли, видимо, так называемые служилые по прибору люди. Из них преимущественно состояли гарнизоны городов, их руками производились различные строительные работы, они были главной опорой обороны южной границы.

Служилые люди играли важную хозяйственную роль в жизни края. Местные власти, поселяя новых жителей в городе, давали им на первых порах денежное и хлебное жалованье. Позже, когда они обзаводились собственным хозяйством — строили дворы, распахивали пашню, — служилые начинали жить за счет собственного труда. Правительство заставляло воевод строго следить за тем, чтобы люди, прибывшие на постоянное место жительства, немедленно распахивали землю.

Правительство наделяло служилых людей землей. Это было своего рода натуральное жалованье за службу, а денежные выплаты были только дополнением к нему. Приборные люди получали землю не каждый лично, а коллективно — на всю слободу. Они делили ее между собой и обрабатывали своими руками. Служилые по отечеству — дети боярские, городовые дворяне — получали землю каждый в качестве поместья — условного землевладения. Главнейшим условием владения землей была военная служба. Южные пограничные районы России были краем мелкопоместного землевладения, что вообще было характерно для пограничных уездов страны. Совершенно не было наследственного землевладения — вотчин, типичных для Центра России. Не было и значительного церковного землевладения.

Землю в поместье должны были обрабатывать крестьяне и своим трудом обеспечивать пограничную службу городового дворянина или сына боярского. У верхушки служилого населения кроме крестьян, приносивших барину оброки, были холопы, которые пахали землю на господина. Для обеспечения своего житья крестьянин получал надел земли. Во второй половине XVI в. обычным крестьянским наделом считалась «выть», размеры которой колебались в зависимости от качества земли от 10 четей (15 десятин) до 16 четей (24 десятины). К этому прибавлялись сенокосные угодья и лес. Однако не всегда служилому человеку доставалась земля с жившими на ней людьми. Нередко приходилось заселять поместную землю, искать рабочие руки. Порой малообеспеченный сын боярский сам выходил в поле и пахал его.

Сельское земледельческое население имело двойное название — крестьяне и бобыли. Крестьянами называли основную массу земледельцев, имевших вполне достаточные средства для ведения своего хозяйства. Бобыли были более бедным слоем населения. Они распахивали земли меньше, чем обычно это делал крестьянин, и поэтому не платили государству налог, который взимался с площади пашни.

Основным занятием жителей было земледелие. Земля здесь считалась хорошей — «доброй» — ив больших количествах предоставлялась для распашки. Те земли, которые были отданы служилым под пашню вдали от города, назывались отхожими, или землями «В отъезде». Их приходилось обрабатывать под вооруженной охраной, опасаясь нападения татар. Отправляясь на работы с оружием в руках, служилые люди трудились по сменам: когда одна часть пахала или косила, другая стояла на страже.

Как правило, кроме пашни у земледельца был еще большой запас неиспользованной целины. Жители края не стремились распахивать большие площади земли, так как их хозяйство было натуральным: хлебные излишки продавать было негде. Растительная пища составляла основу питания населения.

Большое значение в крае имело скотоводство. Поэтому для населения важны были луга, где косили сено для своего скота. Нападения татар на сельские поселения показали, что татары-мусульмане из-за религиозного запрета не трогают свиней, считая их нечистой пищей. Поэтому в крестьянском хозяйстве тех районов, где появлялись татары, стали больше разводить этих животных. По наблюдениям иностранцев, скот в России был малорослый, поэтому мясная пища использовалась в быту не часто. Ее в какой-то мере заменяла рыба, особенно в постные дни.

Кроме земледелия население занималось также ремеслом, рыболовством, охотой и торговлей. С конца XVI в. Орел превращается в центр хлебной торговли.