logo search
рабочая тетрадь по ИГПЗС

3.Римское право.

Источником знания права в период отсутствия подробных писаных норм, служили жрецы, который традиционно являлись патрициями. В 462г. до н.э. по предложению народного трибуна Терентилия Арса стала создаваться специальная комиссия для опубликования законодательства. Первые 10 таблиц были опубликованы в 450г. до н.э. – записи права и юридических обычаев. Через год – еще 2 таблицы о правах граждан внутри римской общины. Законы 12 таблиц – кодификация правовых обычаев – стали отправным моментом в становлении римского права.

Источник всех государственных установлений – римский народ – Populus Romanus – начало народного суверенитета должно воплощаться во всех главных принципах и институтах публичного правопорядка. В связи с тем, что публичные дела, в силу своей общественной значимости, требуют общественного согласования, необходимой чертой процедуры принятия государственных решений является коллегиальность. Соответственно, высший источник законодательства – народное собрание.

Монархическое законодательство. Изданные императором постановления (конституции) считались имеющими высшую правовую силу наравне с законами:

1.эдикт (указ) – акт, изданный государем как высшим должностным лицом. Здесь устанавливались нормы, отнесенные к компетенции всех магистратов государства – как в сфере публичного, так и частного права.

2.мандат (поручение) – инструкции должностным лицам в области правоприменения: здесь рассматривались вопросы по преимуществу уголовного или частного права.

3.рескрипт – ответ императора на правовые запросы частных (резолюция, написанная императором на прошении) или должностных (особое письмо – эпистола) лиц.

4.декрет – судебное решение императора по конкретному делу, имевшему по правилам аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи государства.

По силе своего действия конституции подразделялись на всеобщие (эдикты и мандаты) и индивидуальные (рескрипты и декреты). Причем, первые теряли юридическую силу с прекращением власти государя (смерть императора), в то время как действие вторых считалось для права постоянным.

Императорские конституции обобщались в кодексах: Кодекс Григориана (начало 4в.) из 14 книг, обобщавших конституции за 196-295гг.; Кодекс Гермогениана (сер. 4в.), обобщавший конституции 291-365гг. Это – частные кодификации, получившие официальное признание. Первый официальный сборник конституций – Кодекс Феодосия (438г.): впервые был произведен отбор только действующего законодательства. Наиболее полный и разработанный кодекс был издан в Византии – Свод Юстиниана (534г.) уже после падения Западной Римской империи.

Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное – к пользе отдельных лиц. Публичное право, отражая интересы римского народа, подлежало правовой охране от имени римского народа и исключительно с его санкции. Это – государственное, уголовное, административное, финансовое право, общие начала судебного процесса, международное право. В область частного права вошли такие институты и принципы, которые позднее стали относиться к гражданскому материальному и процессуальному праву, охране личности гражданина от посягательств со стороны личности.