logo search
рабочая тетрадь по ИГПЗС

2.Цивилизация государств Двуречья.

Восточное государство – это государство, опирающееся на власть-собственность, имеющее немыслимо высокий статус вплоть до абсолютного могущества, высший авторитет и полную власть. Такое государство само по себе не заинтересовано в эволюции – отсюда и неизменность восточных государственно-правовых структур на протяжении многих столетий. Подобные государства, выстроенные по принципу строгой иерархической пирамиды, получили наименование «восточной деспотии». Наиболее общие черты восточного типа государств, принципиально отличающие их от западных государств (Европа на базе античности), выстроенных на примате частной собственности:

1.абсолютный характер монархической власти, доходящий до деспотии, как правило, обожествленной.

2.гос-во стремилось к полному контролю все сфер жизнедеятельности общества, инструментом чего служил разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полицейские структуры.

3.в основе экономики лежала гос. форма собственности на основные средства производства, прежде всего, землю.

4.отсутствие рыночных отношений как конкуренции, частной собственности (квазирынок).

Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на Ближнем Востоке, в междуречье великих рек Тигр и Евфрат. Уже в середине 4-го тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Двуречье было заселено двумя народностями: шумерами и аккадцами. Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации в руках его правителя всей полноты власти. Первоначально выборная должность энси (правитель конгломерата сельских общин, являвшийся одновременно военачальником и верховным жрецом), по мере того, как он оказывался высшим и основным субъектом власти-собственности и централизованной редистрибуции (политика и система распределения благ), приобретала тенденцию к наследственности, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в 24в. до н.э. (новая столица – Аккад). Уже правители 3-й династии Ура официально именовали себя богами, приблизив свой статус к положению обожествленного монарха.

Наивысшего могущества достигло такое гос-во Двуречья как Вавилония. Шестой представитель вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) не только объединил под своей властью всю Месопотамию, но и оставил после себя законодательный кодекс – Законы Хаммурапи. Эти законы – первый в истории достаточно полный и многосторонний свод правовых норм и административных регламентов, сложившихся на базе раннего законодательства. Здесь впервые получила оформление теологическая теория права как осуществление правителем справедливого и достойного управления людьми на базе права, данного Богом. Кодекс четко определял права и обязанности населения, причем смертная казнь являлась нередкой, и основным принципом назначения наказаний был талион – воздаяние по принципу «око за око». Начертанные на базальтовом обелиске (подлинник в Лувре, в Москве, в Пушкинском музее – слепок), законы состоят из краткого введения, заключения и 282 статей.