logo search
рабочая тетрадь по ИГПЗС

3.Право и королева.

При отсутствии писаной конституции пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. В Великобритании, где впервые сложилось понятие «конституционное соглашение», ряд правовых институтов (кабинет, ответственное правление) целиком порожден конституционными соглашениями, возникшими на основе норм статутного права. Эти соглашения представляют собой «неписаные поправки к неписаной конституции». В Великобритании существует более 300 законов, судебных прецедентов, неписаных конституционных обычаев, принятых в разнее время, которые в своей совокупности и составляют британскую конституцию.

За монархом сохраняется формальное право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра, но длительная политическая практика свела данные прерогативы к «праву давать советы, праву одобрять и праву предостерегать». Статус монарха определяется тем, что он обладает рядом прерогатив, прежде всего, неприкосновенностью, которая также распространяется на супруга монарха и наследных принцев. Он не может быть привлечен к уголовной, административной, гражданской и иной юридической ответственности. Считается, что политическую ответственность за действия монарха по управлению делами государства несут его министры.

Монарх обладает исключительным правом ношения особого титула и использования соответствующих символов. Супруга монарха чаще всего носит соответствующий титул (королева), но полномочиями главы государства не обладает. Если монархом является женщина, то ее супруг не имеет соответствующего титула, но может иметь другой особый титул. К числу важнейших и общих прерогатив монарха относится решение вопросов войны и мира, часто он юридически выступает главнокомандующим Вооруженными Силами, назначает высший комсостав, раз в неделю выслушивает доклад премьера. Нередко он рассматривается и как арбитр во взаимоотношениях различных ветвей гос. власти и других вопросах общественной жизни.

В Великобритании монарх формально – юридически обладает высокой государственной властью и достаточно широкими полномочиями (королевская прерогатива), поскольку по конституционным актам считается главой государства, главой исполнительной власти и даже частью парламента. Но фактически его роль в работе парламента сводится к зачтению подготовленного премьер-министром текста послания о программе действий на год на ежегодном совместном заседании палат парламента и к праву роспуска палаты общин с назначением даты новых выборов в соответствии с предложением правительства. Король не обладает реальной исполнительной властью, хотя правительство страны формально является «Правительством его (ее) Величества». Монарх подписывает законы, но практически давно уже не использует формально предоставленное ему право вето. Он назначает премьер-министра, но обычно это его решение предопределяется самим фактом получения вотума доверия в палате общин лидером той партии, которая победила на выборах. Все акты короля подлежат контрасигнации премьер-министра. Король является главой Британского Содружества, промульгирует конституции входящих в него стран, в ряде из которых он представлен генерал-губернатором.