logo search
рабочая тетрадь по ИГПЗС

3.Византийское право.

Правовая культура Византийской империи, ставшей в 5-15вв. н.э. единственным историческим продолжателем традиций римской государственности, дала вторую историческую жизнь римскому праву. Римское право, легшее в основание правовых систем многих народов позднейшей эпохи – это право на византийской традиции. В Византии римское право обрело полную и наиболее классическую по своим принципам кодификацию – Свод Юстиниана. Юриспруденция (наука права) определялась как «знание вещей Божественных, равно и человеческих, познание справедливого, равно как и несправедливого».

Кодекс Юстиниана стал основой для формирования новой области правовой культуры – церковного православного права с особой традицией правовых памятников (Номоканоны). Церковь освятила и разработала официальную доктрину божественного происхождения императорской власти, и утвердила единение мирской и духовной власти (симфония), причем церковь подчинялась императору, который имел право выбора патриарха из трех кандидатур, а также право низложения неугодного патриарха.

Свод Юстиниана состоит из 4 частей:

- «Кодекс» (529г.) – сборник 4600 императорских конституций в 12 книгах (с 117 по 529гг.), с изданием коего все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы.

- «Новеллы» (законодательные акты самого Юстиниана) – три сборника конституций (122, 134 и 168 актов соответственно).

- «Дигест» или «Пандект» (533г.) – грандиозная компиляция отрывков из трудов римских юристов за 500 лет (около 9200 отрывков из 2000 работ 39 юристов 1-4вв. н.э.).

- «Институции» (533г.) – систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права в 4 книгах.

Свод Юстиниана служил базой для практического применения права. В связи с его труднодоступностью в качестве источника, в Византии составлялись упрощенные комментарии к Своду в виде парафраз (пересказ), индексов (указатели), схолий (учебные примечания), аппендиксов (приложений). Ряд последующих императоров дополнял или частично заменял Свод Юстиниана, сохраняя генеральную линию – утверждение принципов римского права:

- «Эклога» (Избранные законы) императора Льва Исаврийского (726г.).

- «Прохирона» императора Василия I, отменившего Эклогу своего политического противника-иконоборца (879г.).

- «Базилики» императора Льва VI: 60 книг, заменивших собой ставший уже трудновоспринимаемым Свод Юстиниана (890г.). С конца 12в. Базилики стали единственным действующим сводом византийского права.

Впоследствии законодательство в основном развивалось за счет императорских новелл (сборники конституций) и хрисовул (императорские грамоты). В связи с тесным слиянием императорской и церковной власти, большое значение имели нормы церковного права. На основе утвержденных Вселенскими соборами норм права, составлялись сборники – Номоканоны, чьи переводы включались в русские «Кормчие книги».