logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности

С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства подпадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Это ярко проявилось в настроениях упадничества, неуверенности, аполитичности. Он связан с учениями эпикурейцев, стоиков и Полибия.

Одним из последователей атомизма Демокрита был Эпикур – учитель философии. Основал в Афинах свою школу в саду, где на воротах стояла надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовлетворение – высшее благо», следовательно, название школы «Сад Эпикура» - и прозвище эпикурейцы – философы из садов. Учение излагал в многочисленных сочинениях (около 300) – лишенные литературного изящества, главные 37 книг «О природе».

Выражения: «Проживи неизвестно», «Смерть – самое страшное из зол не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, мы не существует».

Государство и право существуют не от природы, и возникают как результат общественного договора людей, вызванного страхом друг перед другом и направленного на непричинение друг другу вред. Право и государство – продукт договора, результат соглашения. Естественного права никогда не существовало. Свобода – это ответственность за выбор своего образа жизни, а справедливость – это договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В основе понятия о праве лежит понятие о пользе. Право – есть совокупность общепризнанных положений, определяющих и нормирующих общение между членами политической общины с целью общей пользы. Положительное содержание права в различных государствах различно.

Главное для человека – достижение внутреннего спокойствия, безмятежность духа, поэтому нужно отстраниться от политической борьбы и посвятить себя моральному совершенствованию.

Противниками эпикуризма были стоики (от слова стоя – колоннада, название портика в Афинах): Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп. Если этика эпикурейцев пронизана пафосом свободы, стремлением вырвать человека из железных оков необходимости, то для стоиков необходимость («судьба», «рок») непреложна, а свобода – невозможна. Судьба «ведет» того, кто добровольно и беспечно ей повинуется и «насильно влечет», «тащит» того, кто неразумно или безрассудно ей противится (Сенека «Волящего судьба ведет, неволящего – влачит). Мудрец стремится вести жизнь, согласуясь с природой и для этого руководствуется разумом. Высшая цель жизни – безмятежное существование («атараксия»).

Государство и право – не дело рук человека, а результат действия естественных, природных сил. В государстве и праве находит свое воплощение господствующий в мире божественный разум, логос. Человек – это космополитический гражданин мира, заботится о благе государства и даже о благе мира в целом. Все разумные существа образуют единое государство. Силу закона в нем имеет естественное право, основанное на общем для всей природы разуме. Естественное право – источник всякого положительного права. «Положительное» право есть право лишь постольку, поскольку оно согласуется с «естественным правом». Все различия в законах разных государств – есть результат нарушений естественного права. Требовали от своих последователей активной государственной, политической деятельности на благо государства.

К политическим мыслителям этого периода относится Полибий (к.III в. до н.э. – II в. до н.э.) сын стратега Ахейского союза, сам был гиппархом (начальником конницы) союза – последний крупный политический мыслитель Древней Греции. Основной труд «История» в 40 т., главный мотив – установления мирового господства римлян. Живя в период упадка древнегреческих рабовладельческих государств, Полибий стремился доказать, что причина этого, распространение в Греции демократических государственных форм.

Будучи продолжателем стоиков о циклическом развитии мира, он полагал, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Всякое общество проходит цикл, как и живые организмы: возрастание, расцвет, упадок. Это идет все время по кругу, как повторение. Это касается и форм правления. Последовательно меняются 6 форм государства: сначала возникает – монархия, как единоличное правление, основанное на разуме царя или вождя. Разлагаясь, она переходит в тиранию. Она же свергается благородными мужами при поддержке народа и перерастает в аристократию (власть немногих, преследующих интересы общего блага). Она же перерождается в олигархию (денежного «мешка»). Недовольство олигархией и приводит к очередному перевороту и народ, никому уже не веря, возлагает надежды на себя – устанавливает демократию. Которая перерождается в худшую форму правления – охлократию – власть толпы, черни, одичание которой снова ведет к монархии, и все повторяется сначала. Однако мудрый правитель может это преодолеть и установить смешанную форму, которая сочетает начала монархии, аристократии и демократии, где каждая власть служит противодействием другой. Такое государство в процветании и равновесии. Примеры: аристократическая Спарта, Карфаген, но особенно Рим, где действует 3 ветви власти: монархическая (консулат), аристократия (сенат) и демократия (народное собрание).