Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
Первая половина ХIХ века – период господства самодержавно-крепостнического строя. Крепостное право резко затрудняло развития страны. Россия сильно отставала от передовых государств, строивших гражданское общество. В стране растут непримиримые социальные противоречия.
Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, отменил Указы Павла о запрете выезжать за границу, выписывать иностранные газеты и журналы, иметь частные типографии, открыл университеты в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно. «Дней Александровых прекрасное начало», - так назвал Пушкин первые годы царствования Александра I. Видную роль в преобразовании этого периода сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839 гг.), сын сельского священника, окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию, Петербургскую духовную академию. Преподавал математику, физику, философию. Замеченный Александром I, был приближен к императорскому двору. С 1810 года был государственным секретарем. По заданию императора подготовил несколько проектов конституции Российской империи. По инициативе Сперанского был проведен ряд реформ в государственном аппарате, подготовлены проекты Уложения гражданских законов. Затем интриги, в результате он был уволен с поста государственного секретаря и выслан в начале в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Был губернатором Пензы, генерал-губернатором Сибири, активно боролся со взяточничеством и другими многочисленными злоупотреблениями чиновников. С 1812 года – член Государственного Совета по департаменту Законов. Николай I поручает ему составить свод Законов Российской империи. За 4 года было подготовлено 45-томное, а затем 15-томное издание, кодифицирующее основные Законы Российской империи, (за что Сперанский получил Андреевскую звезду).
Будучи человеком верующим, он воспринимает договорную концепцию государства как гипотезу – реализацию воли бога. Россия, по Сперанскому, прошла три ступени:
удельщина (Средние века);
абсолютная монархия (Новое время);
промышленное состояние (настоящее время).
Промышленное состояние нуждается в реформах: конституционном ограничении верховной власти, предоставлении политических и гражданских прав всем подданным (безопасность, сохранение собственности, обеспечение личных политических прав). На основе этой концепции Сперанский разрабатывает план политических и социальных преобразований.
В стране устанавливается режим конституционной монархии, подчиненной Закону. Законность обеспечивается разделением властей. Во главе исполнительной власти стоит монарх. Законодательная власть принадлежит двухпалатной Государственной Думе. Судебная власть включает суд присяжных, на местах – губернские, окружные и волостные суды. Верховный суд (члены суда – сенаторы) ведает уголовными делами. Высшая апелляционная инстанция – Сенат. Для согласования органов власти создается Государственный Совет, который обладает законодательной инициативой. Совет частично избирается, частично назначается царем, председательствует император. На местах: в губерниях, уездах, волостях избираются свои Думы. Управление осуществляют не философы (Платон), А Законы (Аристотель). Конституционная монархия опирается на квалифицированных чиновников. В их интересах принимаются два Закона (1809 г.): о придворных званиях и об экзаменах на чин. Дворянство имеет политические и гражданские права, владеет населенными землями. Среднее сословие имеет гражданские права, а политические, в зависимости от ценза. Народ не имеет политических прав, лишь общие гражданские права. Будучи противником крепостного права выступал за поэтапную его отмену.
Весной 1812 года интриги придворных привели к отставке и ссылке Сперанского. Немалую роль в этом сыграли «Записки о древней и новой России» писателя и историка Н.М. Карамзина.
Если чиновное дворянство было возмущено попытками Сперанского навести порядок в бюрократическом аппарате империи, особенно введение экзаменов для получения некоторых чинов, то основная масса дворянства протестовала против каких бы то ни было либеральных реформ. Это ярко выразил в «Записках о древней и новой России», автор «Истории и государства Российского», «Бедной Лизы» - Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826 гг.) – придворный историограф Александра I. Большое влияние на формирование взглядов Карамзина оказало русское масонство и политическая концепция просветителей. Политически-правовая концепция Карамзина получила в науке название охранительного либерализма. Наилучшая форма правления по Карамзину, - абсолютная монархия опирающаяся на законы. В обоснование он приводит доводы о недостаточной нравственности населения и политической грамотности на Руси, ссылается на географические факторы (обширность территории, численность) и на былое историческое величие. Правители, законодатели действуют по указанию истории и смотрят на ее листы как мореплаватели на чертежи морей. Предмет самодержавия – величайшее благо. Разделение властей недопустимо. Государь – законодатель, но исполнение законов обязательно для всех. Карамзин выступал в защиту привилегий дворянства как замкнутого сословия. Был противником отмены крепостного права, так как в этом случае крестьяне станут пить и злодействовать. Будучи противником теории естественного права, Карамзин считал, что «в государственном общежитии право естественное уступает гражданскому». Право, государство, сословный строй России он связывал с идеей самобытного народного духа. Высоко ценя Павла I, Карамзин, порицал его за искоренение древних навыков и введение иностранных обычаев: «Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ». Идя по пути просвещения, власть не должна навязывать народу чуждые ему законы и учреждения. Карамзин утверждал, что в России вообще неприменимо понятие прав гражданских: «У нас дворяне, купцы, мещане, земледельцы и прочие – все они имеют свои особенные права – общего нет, кроме названия русских».
Нравы и обычаи народов складывались веками, поэтому «для старого народа не надобно новых законов». Главной ошибкой законодателей Карамзин называл создание новых государственных учреждений – разных министерств, Государственного совета и т.д. Надо не перестраивать учреждения, писал Карамзин, а найти для управления Россией пятьдесят умных и добросовестных губернаторов. Для наведения порядка в правосудии монарх должен быть строг и смотреть за судьями. Государь сам есть живой закон. Главный мотив – страх. «Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми – Государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии».
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.