Политические идеи тираноборцев
После Варфоломеевской ночи (1572 г.) (истребление гугенотов (французских кальвинистов) – в среде французских протестантов (гугенотов) появляются произведения монархомахов (тираноборцев), которые осуждали тиранию короля, выражая сепаратические настроения крупных феодалов отстоять и укрепить независимость от королевской власти.
Монархомахи требовали ограничения власти короля сословными учреждениями, предоставление народу суверенитета, права смещать и выбирать монархов, оказывать сопротивление тирану. Но народ это лишь его представители: герцоги, принцы, оптиматы и другие деятели государственной власти. Восстание и убийство тирана правомерно лишь под руководством должностных лиц аристократии. Монарх заключает с народом договор, только тогда власть монарха законна. «Суверенитет народа» выше прерогатив монарха и не должен быть ограничен волей государя. Это было консервативное, рационально-феодальное направление, но именно они включали в язык политики такие понятия как суверенитет народа, общественный договор, законность государственной власти, право на сопротивление и другие.
Острым памфлетом против французского абсолютизма был трактат французского гуманиста, поэта и публициста Этьена де Ла Боэси (1530 – 1563 гг.) «Рассуждение о добровольном рабстве», написанный около 1548 г. и изданный гугенотами после Варфоломеевской ночи. Автор описывал постыдное и бедственное положение народа под игом тирании. Автор пытается решить вопрос – почему люди стали невольниками государей и почему последним удается удерживать это состояние?
Тирания, возникнув различными способами (договор, сила, наследование), держится силой привычки народа к рабству. В стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естественно присущую им свободу. С этим злом примирились, оно было забыто и воспроизводилось по привычке. Это рабство является добровольным, так как народ, впавший в привычное состояние, содержит и терпит тирана. Чтобы выйти из этого состояния, нужно народ «просветить». Тиран опирается на приближенных, каждый из которых имеет в подчинении своих приближенных и т.д. Тысячи и миллионы связаны этой целью с тираном. Они связаны с тираном взаимной выгодой, где каждый стремиться обеспечить себе долю в добыче и быть самым маленький тиранчиком при большом тиране. Автор критикует тиранию с позиций естественного равенства и свободы, критикует фаворитизм, бюрократию и т.д. Трактат неоднократно переиздавался, в том числе два года подряд (1789 и 1790 гг.) в начале Французской революции.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.