logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Политические идеи тираноборцев

После Варфоломеевской ночи (1572 г.) (истребление гугенотов (французских кальвинистов) – в среде французских протестантов (гугенотов) появляются произведения монархомахов (тираноборцев), которые осуждали тиранию короля, выражая сепаратические настроения крупных феодалов отстоять и укрепить независимость от королевской власти.

Монархомахи требовали ограничения власти короля сословными учреждениями, предоставление народу суверенитета, права смещать и выбирать монархов, оказывать сопротивление тирану. Но народ это лишь его представители: герцоги, принцы, оптиматы и другие деятели государственной власти. Восстание и убийство тирана правомерно лишь под руководством должностных лиц аристократии. Монарх заключает с народом договор, только тогда власть монарха законна. «Суверенитет народа» выше прерогатив монарха и не должен быть ограничен волей государя. Это было консервативное, рационально-феодальное направление, но именно они включали в язык политики такие понятия как суверенитет народа, общественный договор, законность государственной власти, право на сопротивление и другие.

Острым памфлетом против французского абсолютизма был трактат французского гуманиста, поэта и публициста Этьена де Ла Боэси (1530 – 1563 гг.) «Рассуждение о добровольном рабстве», написанный около 1548 г. и изданный гугенотами после Варфоломеевской ночи. Автор описывал постыдное и бедственное положение народа под игом тирании. Автор пытается решить вопрос – почему люди стали невольниками государей и почему последним удается удерживать это состояние?

Тирания, возникнув различными способами (договор, сила, наследование), держится силой привычки народа к рабству. В стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естественно присущую им свободу. С этим злом примирились, оно было забыто и воспроизводилось по привычке. Это рабство является добровольным, так как народ, впавший в привычное состояние, содержит и терпит тирана. Чтобы выйти из этого состояния, нужно народ «просветить». Тиран опирается на приближенных, каждый из которых имеет в подчинении своих приближенных и т.д. Тысячи и миллионы связаны этой целью с тираном. Они связаны с тираном взаимной выгодой, где каждый стремиться обеспечить себе долю в добыче и быть самым маленький тиранчиком при большом тиране. Автор критикует тиранию с позиций естественного равенства и свободы, критикует фаворитизм, бюрократию и т.д. Трактат неоднократно переиздавался, в том числе два года подряд (1789 и 1790 гг.) в начале Французской революции.