logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Предмет истории политических и правовых учений

Важное место в историко-теоретических дисциплинах правоведения занимает история политических и правовых учений. Изучение ее опирается на общую теорию права, историю государства и права славянских народов, зарубежных стран, римское право, конституционное право зарубежных стран, философию, социологию, культорологию.

История политических и правовых учений – это самостоятельная научная и учебная дисциплина исторического и теоретического направления.

Задача курса:

  1. Показать закономерности исторического развития важнейших политико-правовых учений;

  2. Раскрыть содержание наиболее влиятельных теоретических концепций государства и права с прошлого до настоящего;

  3. Способствование формированию юридического мировоззрения, политической и правовой культуры, умение оценивать политико-правовые концепции.

При этом при оценке концепций применяется не гносеологический подход (истинная - неистинная), а социологический - способность выражать интересы определенной конкретной социальной группы. По этому политико-правовая доктрина изучается в курсе в следующем аспекте:

  1. где и когда она возникла, ее авторы;

  2. как она выражает интересы определенных социальных групп;

  3. какие идеи лежат в ее основе, ее теоретическое обоснование, ее связь с господствующим мировоззрением;

  4. происхождение, задачи, формы государства, содержание, основные принципы и источники права;

  5. историческая обоснованность и судьба политико-правовой доктрины.

Оценивать доктрину нужно с точки зрения той исторической ситуации, а не с современных условий или общих отвлеченных идей.

Курс назывался по-разному: «История политических идей» (в Московском университете читал профессор Б.Н. Чичерин), «История философии права» (в Москве читал профессор Г.Ф.Шершеневич, в Санкт-Петербурге – профессор Н.М.Коркунов). После 1917 г. курс назывался: «История политических учений», «История учений о государстве и праве», «История политических и правовых учений».

Предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политики и законодательстве, политических и правовых теорий (В.С.Нерсесянц).

Предмет – история теоретически оформленных в доктрины взглядов на государство, право, политику (А.Н.Хорошилов).

Курс рассматривает такие злободневные вопросы как: проблемы юридического равенства и сословных привилегий, прав человека, соотношение государства и права, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции и т.д.

Курс изучает – учения, т.е. теоретически оформленные знания, а не разрозненные высказывания, суждения мыслителей.

Курс изучает учения в органической связи с политикой, правом, государством, прослеживает их взаимосвязь и преемственность.

Единство политических и правовых учений обусловлено единством государства и права. Политические учения представлены как теоретические доктрины проблем государства, как особое политическое явление во взаимосвязи с другими политическими явлениями и институтами с точки зрения представителей разных школ.

Правовые учения освещаются в виде концепций права, законодательства, где отражается их природа, сущность и роль. Они характеризуют политико-правовое состояние общества в целом.

Политико-правовые учения изложены в работах политических мыслителей, философов, политических деятелей, публицистов. Каждая политико-правовая доктрина в той или иной степени отражает современное государство, право, политическую жизнь и затрагивает интересы тех или иных классов или социальных слоев.

Отсюда – ее социальная значимость, влияние на общественное сознание.

Любая политико-правовая доктрина есть отражение специфики соответствующей эпохи, обусловлена экономикой, политикой, структурой власти, интересами и потребностями различных социальных групп. Каждое политико-правовое учение появляется закономерно, как продукт общественного развития, в сложной системе идеологических влияний. Политико-правовая доктрина всегда соответствует исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии. В истории политических и правовых учений существует преемственность – каждая из последующих доктрин учитывает представления и понятия, содержания в предыдущих доктринах. Всякая новая теория исходит из накопленного идейного материала, но корни ее лежат в социальных условиях общества.

Политико-правовая доктрина выражает в системе понятий и категорий государственно-правовую реальность эпохи.

Каждая большая историческая эпоха имела свои политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. В каждую эпоху свои политико-правовые проблемы: так в Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме определения лиц, допущенных к участию в политической деятельности, следовательно, поиск идеальных форм правления. В средние века – вопрос о соотношении государства и церкви. В ХVII – XVIII вв. – проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX - XX вв. – вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, сейчас в Беларуси – государственного суверенитета, верховенства правового закона, достойного уровня жизни и т.д.

Лютая идеология приобретала научный характер, если она отражала объективные, реальные связи и совпадала с наиболее общим направлением истории развития. Мы будем изучать учения прогрессивные, реакционные, консервативные, либеральные, утопичные.

Огромный вклад в историю политической и правовой мысли внесли не только юристы, но и многие философы, политологи, социологи: Пифагор, Гераклит, Демокрит, Августин, Ф.Аквинский, Гетте, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Маркс и др. Философские концепции этих мыслителей в курсе истории политических и правовых учений изучается под специфическим углом зрения. С помощью особых методов. Большой вклад в разработку идей внесли древнегреческие софисты, древнекитайские легисты, римские юристы; М.Падуанский, средневековые юристы Н.Макиавелли, Ж.Бодэн, Г.Гроций, Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т.Джефферсон, И.Бентам, Р.Иеринг, Л.И.Петражицкий, П.И.Новгородцев и др. Курс имеет свою логику: политико-правовые явления и отношения, он рассматривает историю политических и правовых учений прошлого.