Даосизм
Основатель Лао-цзы (VI в. до н.э.). Ему приписывается книга «Дао-дэ цзин» (хотя составлена она в III в. до н.э.).
Дао – первопричина и закон развития Вселенной, которой подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек часть природы. Подчинение вечному закону природы дает ему счастье. Все, что придумали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастью. Цивилизация, усовершенствование жизни ведут к утрате первозданного совершенства, спокойствия и гибели. Уход от людей, общества, отшельничество. Максимально сократить потребности, вести естественную жизнь в общении с природой, в узком кругу близких. «Государство, - говорил Лао-цзы, - должно быть маленьким, население малочисленным. Если и есть различные орудия, ими не стоит пользоваться». Лао-цзы – один из первых представителей анархизма. Государство - искусственная структура, оно осуждается как и богатство и знатность, т.к. правители используют власть в своих корыстных целях. «Народ голодает от того, что правители берут слишком много налогов».Лао-цзы так же осуждает войны. Создать мини-государства на уровне деревень, общин. Правителям как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. Главный принцип мудрого управления – недеяние.
Анархистские идеи:
государство – искусственный организм, аппарат подавления и насилия;
децентрализация, низведение государства до уровня деревни;
лучшее правительство – то, которое меньше всего правит;
аполитизм, замкнуться в себе, не интересоваться делами государства и общества.
Не нужно влиять на события, следует довериться действию космического закона дао. Причина общественных недостатков в том, что люди съедаемые корыстью, отошли от первоначальной простоты Дао и стали полагаться не на мудрость, а на знания, на развитие своих способностей. Надежда на уравниловку. Умеренность и средний достаток. Дао – это естественное право.
Моизм
Основатель Мо-цзы (IV в. до н.э.), его основная книга «Мо-цзы» - вначале приверженец конфуцианства, но затем отходит от него. Выражал интересы мелких собственников, ремесленников, торговцев, мелких государственных служащих.
Основные идеи:
равенство всех людей перед божественным небом;
источник мудрости не врожденные добродетели, не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.
идея выборности первого правителя – сына неба, как самого достойного, чтобы прекратить хаос, неурядицы. Принципы правления которой – строгая дисциплина и централизация, единый центр. Древние правителя приносили пользу всему народу, причина нынешних неурядиц в том, что правители отвергли заветы старины и предаются алчности, ведут нескончаемые войны, обрекая народ на нищету;
вместо конфуцианского человеколюбия, которое представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритета родственных связей – принцип всеобщей любви (любви к дальнему), которая распространяется и на отношения между государствами и внутри государств;
реформы в пользу народа, идея эгалитаризма, отказ от роскоши, утонченной культуры;
государство – активный субъект преобразований.
Принуждение, наказание (как и награда) возможно с помощью общего блага. Преобразование предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов.
Считается, что именно с Мо-цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом (ли), но и наказанием – син и законом – фа. Поэтому Мо-цзы является предшественником легизма – основного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством.
Легизм
Основателем легизма считается правитель области Шан – Шан Ян (IV в. до н.э.). Свои идеи он изложил в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Появление легизма - кризис власти. Шан Ян заявил, что народ распустился, предается удовольствиям, забывает земледелие. Казна пустеет, государство клонится к упадку, надо не болтать, а налаживать дисциплину. Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях (все унифицировать). Необходимо укрепить чиновнический и карательный аппарат, вводить жесткие нормы, обязательную для всех систему наказания. Господство закона (фа), а не ритуала (ли) – отсюда легизм. Легисты выступили за систему доносов, круговорот поруки, коллективной ответственности. Жесткая централизация, всесилие бюрократии. Власть и собственность принадлежат государству. Отсутствие сословий с четким делением. Жестокое деление на правителей и управляемых. Легизм способствовал насаждению восточной деспотии, установлению «азиатского способа производства». Философов топили в «нужниках».
Было разработано учение о «законническом государстве», о технике осуществления власти. Главное – это обязательность закона, его форма и система наказаний. Всю полноту власти сосредоточить в руках верховного правителя, брать в чиновники тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Система продажи чиновнических должностей (основные требования к чиновнику – слепо повиноваться).
Под законом понималась репрессивная политика – уголовный закон. За малейший проступок следует кара смертной казнью, искоренение инакомыслия, оглупление народа.
Высшая цель государя – объединение Китая путем захватнических войн, создание могущественной державы.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.