Содержание истории политических и правовых учений
За период существования государства и права возникло множество политико-правовых доктрин. Они существовали в различных формах – теоретический трактат, философские сочинения, политический памфлет, проект конституции. Каждая из них разработана как результат индивидуального творчества. Но они содержат и общее:
выражают отношения определенных классов и социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения);
строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологическая наполненность учения);
содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).
Поэтому политико-правовая доктрина включает 3 компонента:
логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу;
выраженную в виде понятийно-категориального аппарата, содержащую попытку решения вопросов о происхождения государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношения с государством, личностью, обществом и т.д.;
программные положения – оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.
Политические учения раннеклассового и рабовладельческого общества отражались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим, религиозным. Методом мышления нового времени был рационализм.
Содержанием политико-правовой доктрины является ее понятийно-категорический аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, системы взглядов, основанных на категориях, имеющих ключевой характер в данной доктрине.
К традиционным вопросам содержания политических и правовых учений относятся вопросы о происхождении государства и права, их связи с обществом, личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных формах (источниках права), о правах личности и т.д. В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права.
Программные положения доктрины – оценка государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы накладывают отпечаток на направленность содержания ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях четко выражается социально-классовый характер доктрины в целом. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, социальных групп, их отношение к государству и праву. Именно программа связывает воедино все элементы доктрины. Хотя политико-правовые доктрины являются результатом индивидуального творчества, но те из них, которые приобретают общее значение, имеют определенные социальные функции. К функциям политико-правовых доктрин относится идеологическое самоопределение какой-либо социальной группы по проблемам права, государства, политики, а также влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику государства и развитие права. Для того, чтобы определить, чьи интересы выражены в данном учении необходимо исследовать исторические условия создания учения, классовую структуру общества, социальные противоречия, степень и тенденции развития общества. Кроме классовых, социальных интересов политико-правовые доктрины могли содержать и общечеловеческие ценности (идеи справедливости, всеобщие блага, свободы, сострадания, добра и т.д.). Это в том случае, если учения выражали интересы большинства общества, а если меньшинства, то оправдание и укрепление жестокости, несправедливости, привилегий.
Общечеловеческой ценностью является проблема преодоления политического отчуждения. Политическое отчуждение – это превращение государства в аппарат, стоящий над обществом и чуждый с ним. История политических и правовых учений – это процесс накопления, развития аккумуляции знаний о политике, государстве и праве. Но это не исключает иллюзорные, утопические доктрины (теория общественного договора, социализм и др.).
Накопление, возникновение новых политико-правовых учений идет скачкообразно, неравномерно. Эпохи взрыва меняются периодами апатии, плагиата.
Главной причиной развития истории политических и правовых учений является общественная потребность в решении государственно-правовых проблем, конкуренция ряда общественно-политических идеалов, выражающих интересы различных социальных групп. Учения – это не только отражение действительности, но и оценка его, попытка предсказать будущее, преемственность учений, пристрастия авторов (погода, женщины, вино, образование и т.д.). Многое зависит от режима. Демократический. Тоталитарный - официальный (Хрущев – есть 2 точки зрения, одна моя – другая неправильная; ярлыки – роман Дудинцева «Белые одежды» - генетика продажная девка империализма). В гражданском обществе – многообразие идеалов и политико-правовых доктрин.
По прогрессирующему направлению учения делят на:
реакционные (восстановление прежних порядков);
консервативные (сохранение и укрепление существующих государства и права);
прогрессивные (положение измененное).
По срокам и способам достижения идеала:
радикальные (быстрая и всесторонняя перестроение государства и права);
умеренные (перестроить не все и не сразу);
революционные (насилие, ломка);
реформистские (не революция, а реформы).
Классовый подход не всегда верный (например, декабристы, марксисты). Поиски, но не научные, долговременно с предвидением.
Тенденция – возвращение гуманистического начала политических и правовых учений, идей свободы, справедливости, общего блага, общечеловеческих принципов.
Идеология взгляда ориентирована на определенный идеал, не всегда достижимый, но привлекательный для определенной части общества. Большинство политических мыслителей обосновывали свои доктрины «исторической необходимостью», «справедливостью», «волей, интересами народа», «общим благом» и т.д. Многие в этом были искренни и убеждены в истинности и полезности для народа своих положений, а если и заблуждались – то из лучших побуждений. Другие – лишь прикрывались интересами народа, стремясь к личной власти, богатству, честолюбию.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.