Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
Иван Семенович Пересветов – один из видных русских мыслителей XVI в. Происходил из русской дворянской семьи, выходец из Литвы, он возводил свою родословную к Пересвету (герою Куликовской битвы). В тяжбе с соседями-боярами он потерял землю. После долгих попыток он передает Ивану Грозному две челобитные (малая и большая) с проектами государственных и социальных преобразований.
Сочинения Пересветова сохранились. Наиболее значительные из них: «Повесть об основании и взятии Царьграда», «Сказание о Магмет-Салтане», «Сказание о Константинополе», «Первое предсказание философов» и челобитные Ивану IV получившие названия «Малая челобитная» и «Большая челобитная». Содержание сочинений пришлось по душе Ивану Грозному. Пересветов выступал против произвола вельмож, за сильную государственную власть, централизацию административной и судебной систем. Свои мысли он излагает, основываясь не на священном писании, а на историческом опыте Византии и Турецкой империи. Его можно отнести к мыслителям светского направления в русской политической идеологии XVI в.
Пересветов оперирует понятиями «правда» и «вера». «Правда – это нечто, в соответствии с чем следует жить, управлять, судить, наказывать. Синонимами данного понятия выступают такие слова как «мораль», «справедливость», «право». Но словом «правда» в русской литературе обозначались одновременно и сами добрые дела – правду можно творить, осуществлять. Правда – это совокупность определенных представлений о мире. В этом смысле она есть истина. «Вера» в русской литературе обозначает систему религиозных (христианских) догматов или религию. Вместе с тем, как истина и правило поведения, т.е. в некотором смысле налагается на содержание понятия «правда». Для Первосветова правда – это самое важное в жизни любого государства, его процветания зависит от того, как соблюдается в нем правда. Потеря правды в государстве влечет его гибель. С потерей правды греками Иван Пересветов называл, например, падение Византии в 1453 году.
Главная причина - в поведении греческих вельмож, которые, пользуясь своим положением, «богатели от слез и от крови роду человеческого, и праведный суд порушали, да не повинно осужали по мздам». Правда не тленна, это свет неизреченный, милость и щедроты Божии.
Не найдя себе пристанища на грешной Земле, она будет с неба светить людям. В «Сказании о книгах» Пересветов писал, что после захвата турками Царьграда «глас с небеси» возвестил патриарху, что Бог наслал на его жителей турок не навеки, а «любячи» - на поучение царьградцам. Суть этого поучения он описывает в «сказании о Магмет-Салтане» и вкладывает в уста турецкого владыки уроки, которые должен извлечь из падения Византии русский царь, чтобы предотвратить государство от гибели:
царю в своем государстве нельзя давать волю вельможам. Богатые и лживые они опутывают его ворожбой, лукавством и кознями.
царь должен быть грозным. «Не мощно царю царства без грозы держати».
«В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный то человек срама не боится, а чести себе не добывает, хотя силен или не силен, и речет так: однако есми холоп, иного мне имени не прибудет».
В соответствии с уроками, турецкий властитель осуществил следующие мероприятия в завоеванной им стране:
велел, по словам Пересветова, «со всего царства все доходы себе в казну имати»;
ни в каком городе не дал вельможам наместничества и кормления;
назначил вельможам жалованье из своей казны, стал налоги собирать с помощью особых чиновников, поощрять за личные услуги, усердие и талант;
ввел суд и судебную пошлину, судить судьи должны по судебным книгам, а перед законом все равны;
царь управляет вместе с Советом (куда входят знать, судьи, духовенство, военноначальники), опираясь на Закон;
создать постоянное войско, находящееся на денежном содержании. Ведущую роль в армии должны играть служилые дворяне. Для поддержания боеспособности войско следует обучить «науке воинской» и установить в нем строжайшую дисциплину. Важное место в нем должны занимать вооруженные огненным оружием стрельцы.
Пересветов судьбу православной христианской веры связывает с судьбой Русского государства. Греки правду потеряли и Бога разгневали и веру христианскую отдали неверным на поругание. Поэтому Русское государство – последний носитель православного царства, именно в нем, правда соединится с христианской верой.
В русской политико-правовой мысли XV – XVII вв. утверждается идея величия Русского государства, особой ответственности русских царей перед богом. XV – XVII вв. были временем зарождения и упрочнения Русского централизованного государства. Это был период накопления сил для нового взлета России – перехода русской государственности в качество империи.
ТЕМА 8
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.