logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Политические и правовые идеи и. С. Пересветова

Иван Семенович Пересветов – один из видных русских мыслителей XVI в. Происходил из русской дворянской семьи, выходец из Литвы, он возводил свою родословную к Пересвету (герою Куликовской битвы). В тяжбе с соседями-боярами он потерял землю. После долгих попыток он передает Ивану Грозному две челобитные (малая и большая) с проектами государственных и социальных преобразований.

Сочинения Пересветова сохранились. Наиболее значительные из них: «Повесть об основании и взятии Царьграда», «Сказание о Магмет-Салтане», «Сказание о Константинополе», «Первое предсказание философов» и челобитные Ивану IV получившие названия «Малая челобитная» и «Большая челобитная». Содержание сочинений пришлось по душе Ивану Грозному. Пересветов выступал против произвола вельмож, за сильную государственную власть, централизацию административной и судебной систем. Свои мысли он излагает, основываясь не на священном писании, а на историческом опыте Византии и Турецкой империи. Его можно отнести к мыслителям светского направления в русской политической идеологии XVI в.

Пересветов оперирует понятиями «правда» и «вера». «Правда – это нечто, в соответствии с чем следует жить, управлять, судить, наказывать. Синонимами данного понятия выступают такие слова как «мораль», «справедливость», «право». Но словом «правда» в русской литературе обозначались одновременно и сами добрые дела – правду можно творить, осуществлять. Правда – это совокупность определенных представлений о мире. В этом смысле она есть истина. «Вера» в русской литературе обозначает систему религиозных (христианских) догматов или религию. Вместе с тем, как истина и правило поведения, т.е. в некотором смысле налагается на содержание понятия «правда». Для Первосветова правда – это самое важное в жизни любого государства, его процветания зависит от того, как соблюдается в нем правда. Потеря правды в государстве влечет его гибель. С потерей правды греками Иван Пересветов называл, например, падение Византии в 1453 году.

Главная причина - в поведении греческих вельмож, которые, пользуясь своим положением, «богатели от слез и от крови роду человеческого, и праведный суд порушали, да не повинно осужали по мздам». Правда не тленна, это свет неизреченный, милость и щедроты Божии.

Не найдя себе пристанища на грешной Земле, она будет с неба светить людям. В «Сказании о книгах» Пересветов писал, что после захвата турками Царьграда «глас с небеси» возвестил патриарху, что Бог наслал на его жителей турок не навеки, а «любячи» - на поучение царьградцам. Суть этого поучения он описывает в «сказании о Магмет-Салтане» и вкладывает в уста турецкого владыки уроки, которые должен извлечь из падения Византии русский царь, чтобы предотвратить государство от гибели:

  1. царю в своем государстве нельзя давать волю вельможам. Богатые и лживые они опутывают его ворожбой, лукавством и кознями.

  2. царь должен быть грозным. «Не мощно царю царства без грозы держати».

  3. «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный то человек срама не боится, а чести себе не добывает, хотя силен или не силен, и речет так: однако есми холоп, иного мне имени не прибудет».

В соответствии с уроками, турецкий властитель осуществил следующие мероприятия в завоеванной им стране:

  1. велел, по словам Пересветова, «со всего царства все доходы себе в казну имати»;

  2. ни в каком городе не дал вельможам наместничества и кормления;

  3. назначил вельможам жалованье из своей казны, стал налоги собирать с помощью особых чиновников, поощрять за личные услуги, усердие и талант;

  4. ввел суд и судебную пошлину, судить судьи должны по судебным книгам, а перед законом все равны;

  5. царь управляет вместе с Советом (куда входят знать, судьи, духовенство, военноначальники), опираясь на Закон;

  6. создать постоянное войско, находящееся на денежном содержании. Ведущую роль в армии должны играть служилые дворяне. Для поддержания боеспособности войско следует обучить «науке воинской» и установить в нем строжайшую дисциплину. Важное место в нем должны занимать вооруженные огненным оружием стрельцы.

Пересветов судьбу православной христианской веры связывает с судьбой Русского государства. Греки правду потеряли и Бога разгневали и веру христианскую отдали неверным на поругание. Поэтому Русское государство – последний носитель православного царства, именно в нем, правда соединится с христианской верой.

В русской политико-правовой мысли XV – XVII вв. утверждается идея величия Русского государства, особой ответственности русских царей перед богом. XV – XVII вв. были временем зарождения и упрочнения Русского централизованного государства. Это был период накопления сил для нового взлета России – перехода русской государственности в качество империи.

ТЕМА 8