Учения Августина Блаженного
Виднейшим западным отцом церкви был епископ Аврелий Августин Блаженный («Молот ведьм») (354 – 430 гг.), основатель патристики, т.е. трудов отцов церкви. Родился в Северной Африке в семье небогатого римского чиновника. Из противника христианства постепенно превращается в его сторонника и горячего проповедника. «Ты нас создал для себя и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в тебе» - так начинаются «Исповеди» в 13 книгах, где он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, ошибками, поисками и наконец внутренним успокоением души в христианстве. Кроме «Исповеди» он написал «О троице», «О свободной воле», «О величии души», «О граде божьем» (22 книги), указывает, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства. Счастье человека в единении богом. Бог, душа – первичны (Поместный собор – есть ли душа у женщины – 300 епископов – нет, 302 – есть, т.е. есть, но маленькая). Добро от Бога, зло от человека. Зло – это либо гордыня (желание обойтись без бога), либо вожделенность (страсти). Его мировоззрение – теоцентрично. «Верь, чтобы понимать», - вера должна предшествовать пониманию.
История человечества подчинена божественному провидению, известному лишь Богу. История начинается с грехопадения Адама и Евы и заканчивается страшным Судом. Адам, как первый человек, родился свободным и безгрешным. У него была возможность следовать за божьей волей и достичь бессмертия. Однако люди в лице Адама, искушенного дьяволом, совершили грех. В мире существует два государства: «Божий град – духовная общность людей, основанная на «любви к богу, доведенной до презрения к себе». Это меньшая часть государства, те, кто своим религиозно-моральным поведением заслужили у бога спасение и милосердие. К граду Божьему принадлежит Авель – первый праведник. Основателем града земного был братоубийца – Каин. В нем живут люди по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу. Это люди самолюбивые, алчные, эгоистичные, забывшие о Боге. Человеческая и божественная истории едины, но текут в противоположном направлении. Бой двух царств – града божьего (усиливается) и земного. Греховный «земной град» рушится. Падение Рима – тому сигнал (епископ Гиппон (церковное имя Августина) писал «О граде Божием» под свежим впечатлением взятия и разгрома «вечного города» вандалами под предводительством Алариха). Но гибель Рима – это не конец истории. Надежды он связывает с «градом Божьим» Августин сторонник естественной эволюции возникновения государства, но предопределенной божественной волей. Природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государство для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Стремление к объединению приводит к «общественному договору». С ним он связывает представления о взаимных обязанностях. В семье власть принадлежит лучшему – отцу. Политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей. Но короли сами устанавливают власть, власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях Бог сам назначает правителя – так было с народом Израиля, в других – его воля проявляется через действие норм позитивного права. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Цель власти – обеспечение справедливости, мира и согласия между правителями и подданными. Государства, в которых не соблюдаются справедливость – грабительские. (Эту мысль Августин подкрепляет анекдотом из жизни Македонского. Однажды к Александру на суд привели пирата. «Почему ты грабишь корабли на море? – спрашивает Александр, - по той же причине, по которой ты разоряешь землю, - отвечает пират, - разница только в том, что я с моим маленьким суденышком – всего лишь разбойник, а ты со своим огромным флотом – император»). Формы правления Августин делит на правильные и неправильные. Несправедливый царь – тиран, несправедливый народ – тоже тиран, несправедливая аристократия – власть эгоистичной группировки. Правильные формы там, где уважают Бога и человека, т.е. соблюдают справедливость, верность заветам религии. Земные государства бывают разные. Одни – организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие. Другие царства – это христианские государства, власть которых основана на заботе о подвластных. Августин за общую собственность, когда каждый мог брать из общего запаса то, что ему было нужно. Собственность – человеческое установление и как оно было людьми введено, так же может быть и отменено. Имущество царства должно быть использовано для общего блага. Августин не отрицал рабства. «Лучше быть рабом у человека, нежели у похоти». Светская и церковная власти различны и каждая обладает независимостью, суверенитетом. Они должны друг другу помогать. Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть – высшая, т.к. духовная сфера – выше мирской. Но никаких выводов о прямом подчинении государей церковью у Августина нет. Главное в его учении – разделение двух властей.
Августин призывает насильственно приобщать к христианской вере, вооруженным путем искоренять ереси. Ссылаясь на святого Луку, он призывал: «Принудьте войте всех, кого найдете» («Принути войти») – в средние века стали девизом инквизиции. Всякое насилие над ребенком в школе, до государственного насилия – есть следствие греховной испорченности человека и потому неизбежно. Проблема уничтожения еретиков и принудительного крещения неверующих занимает немалое место в трудах Августина. Насилие не зло, если оно применяется в благих целях. Отец бьет непослушных детей, бог страданиями учит людей, люди силой удерживает того, кто падает в пропасть. «Лучше раны нанесенные другом, чем поцелуй врага», «церковь преследует, любя». «церковь не только приглашает к добру, но и принуждает к нему». Задача государства – поддержание социального порядка.
Для Средневековья Августин был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть Фомы Аквинского.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.